Равновесие тьмы
магия равновесия, темная и светлая магия, форум для практиков, обучение
Равновесие тьмы
магия равновесия, темная и светлая магия, форум для практиков, обучение
Равновесие тьмы
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.

Равновесие тьмы

магический форум практиков, магия равновесия
 
ФорумПорталПубликацииПоследние изображенияРегистрацияВход
Уважаемые пользователи, просьба поставить себе аватарки для удобства общения!

Поделиться
 

 Шаманские бубны тофалар

Предыдущая тема Следующая тема Перейти вниз 
АвторСообщение
Темный ангел

Темный ангел

Дата регистрации : 2015-01-29

Шаманские бубны тофалар  Empty
СообщениеТема: Шаманские бубны тофалар    Шаманские бубны тофалар  EmptyВт Июн 09, 2015 2:57 am

Шаманские бубны тофалар 

[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]

Тофалары

Тофаларский бубен (тюнгюр) был круглой формы, большого размера (до 60 см в диаметре), имел широкую обечайку, (до 25 см),сделанную из лиственницы. Это были самые глубокие бубны в Сибири. На наружной стороне обечайки имелся ряд довольно высоких бугорков, на внутренней – одна или две железные скобки с подвесками. Обечайку обтягивали кожей марала, прикрепляли ее к самому краю редкими стежками. Шкуру хорошо выделывали и продымливали.

Рукоять (тута) представляла собой деревянную пластину с прорезями, украшенную орнаментом. Рукоять пересекали (вверху и внизу) две деревянные полудуги; в верхней ее части привязывались два длинных ремня. Рисунков на бубнах не делали.

Колотушку (уорба) делали из рога лося. Одну сторону ее обтягивали камусом дикого марала или горного козла, на другой – укрепляли железную пластину с кольцами.

Бубен по воззрениям тофаларов, представлялся маралом – самцом, ездовым животным, на котором шаман «ездил» в «верхний мир»: верхняя полудуга считалась ремнем, идущим от седла к шее животного; нижняя – ремнем, идущим от седла под хвост; ремни на рукояти – поводьями; колотушка – плетью, который шаман подгонял ездовое животное.

Бубен хранился в специальном чехле – тюнгюр каба

Якутский шаманский бубен 

[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]

Якутский шаманский бубен

Якутский бубен (тюнгюр – дюнгюр) имел яйцевидную или овальную форму, средние размеры (до 60 см в продольном диаметре). Обечайку (шириной от 10 см и выше) делали из лиственничной доски. На ее внешней стороне имелся ряд резонаторов (бугорков), обычно семь или девять, если они были одинаковой величины. Но часто их ставили чередуя большие и маленькие, тогда их число достигало двенадцати и более. Основой этих бугорков являлись деревянные столбики различной формы, очень детально разработанные. В этом якутские бубны были сходны с эвенкийскими. На резонаторные столбики натягивали жильные нити. В обечайке вырезали резонаторные щели, посредством которых полости резонаторов сообщались с полостью бубна. Внутренняя сторона обечайки имела большую нагрузку: несколько фигурных или простых железных скобок с железными подвесками (изображения птиц, рыб, животных). Обечайку обтягивали коровьей (теленка, двухгодовалого бычка) или козлиной кожей. Шкуру выделывали, мочили и пришивали к обечайке близко от края. Высыхая, кожа плотно натягивалась на обечайку. Иногда оставляли свободную кромку различной ширины, которая, так же как и на алтайских бубнах, собиралась на жильную нить.

Внутри бубна на четырех ремнях прикрепляли по диаметрам бубна железную или деревянную крестовину (быарык). Она обычно была орнаментирована резьбой. На некоторых бубнах в верхней части крестовины укрепляли дугообразный железный стержень с подвесками. Такие бубны напоминают шорские бубны с изогнутым железным стержнем (кириш). Иногда железный стрежень заменяли поперечиной из ремней. Верхний конец крестовины в некоторых бубнах оформлялся в видеголовы птицы.

На бубнах из района рр. Хатанга и Анабара крестовина подобно эвенкийским бубнам окаймлялась железным плоским кольцом. По словам В.Ф. Трощанского, окаймленная крестовина была на бубнах «светлых» шаманов, «черные» шаманы имели крестовину без кольца.

На внутренней поверхности хатангско – анабарских бубнов имелись рисунки с изображением крестовины и оленей. Эти рисунки однотипны с рисунками на долганских бубнах. Как правило на якутских бубнах рисунков не было.

Колотушку (булайях – былайях) делали из сердцевины лиственницы, из рога лося или оленя. Она представляла собой изогнутую лопаточку. Обшивали ее с одной стороны шкурой олененка, двухгодовалого оленя или камусом оленя. На другую (вогнутую) сторону прикрепляли несколько колечек. На ручке иногда изображали головы волка или медведя.

Бубен в целом осознавался как шаманский конь. В шаманских песнях при обряде оживления бубна пелось: «Круглый бубен превращаю, делаю конем могучим, превращаю, сотворяю лошадь быструю из бубна». Однако название выступов бубна (муостар – «рога»), изображение оленей на обтяжке бубна свидетельствует о том, что прежде бубен осознавался как почитаемый олень. Кроме того, бубен считался защитой – панцирем – шамана. Колотушка осознавалась соответственно значению бубна или как плеть-погонялка, или как оружие шамана.

Для хранения бубнов якуты имели специальные мешки (дунгур каата)
Вернуться к началу Перейти вниз
 

Шаманские бубны тофалар

Предыдущая тема Следующая тема Вернуться к началу 
Страница 1 из 1

 Похожие темы

-
» Шаманские бубны тувинцев
» Шаманские бубны бурят и монголов
» Шаманские камлания
» Шаманские обряды
» Шаманские практики у лолов

Права доступа к этому форуму:Вы не можете отвечать на сообщения
Равновесие тьмы :: ПРАКТИЧЕСКАЯ МАГИЯ :: Шаманизм :: Бурятский шаманизм-