Равновесие тьмы
магия равновесия, темная и светлая магия, форум для практиков, обучение
Равновесие тьмы
магия равновесия, темная и светлая магия, форум для практиков, обучение
Равновесие тьмы
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.

Равновесие тьмы

магический форум практиков, магия равновесия
 
ФорумПорталПубликацииПоследние изображенияРегистрацияВход
Уважаемые пользователи, просьба поставить себе аватарки для удобства общения!

Поделиться
 

 Шиизага

Предыдущая тема Следующая тема Перейти вниз 
АвторСообщение
Темный ангел

Темный ангел

Дата регистрации : 2015-01-29

Шиизага  Empty
СообщениеТема: Шиизага    Шиизага  EmptyВт Июн 09, 2015 3:01 am

[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]

Шиизага 

Бурятия. Шиизага (Чисага). Место захоронения шаманов, расположено в урочище Верхние Куйтуны между селами Могойто и Аргада в местности Шиизага, на расстоянии 7-8 км юго-восточнее с. Могойто. Святилище занимает обширную площадь в 1 км юго-западнее километрового столба 27/15 автодороги Могойто-Аргада за вспаханным полем сильно пересеченной местности с очень редким сосновым лесом. Культовое место представителей рода галзут. Шиизага один из наиболее часто упоминаемых этнографами религиозных объектов долины Баргузина. Шиизага включает в себя три рощи: Зуун, Дунда, Баруун Шиизага, то есть Западную, Центральную и Восточную Шиизага. Представители рода ехуй hэнгэлдэр поклоняются на Зуун Шиизаге.

Святилище состоит из трех пунктов, отстоящих друг от друга на расстоянии 200-300 м: 1. Находится за полем на небольшой возвышенности на краю редкого леса. Жертвенное место приурочено к одиноко стоящей сосне. Ствол дерева обернут хадаками, висят ленты-сэмэлгэ, встречаются платки, обвязанные вокруг деревьев, висят тряпичные заполненные мешочки (сквозь истлевшие дырочки виден темный порошок, похожий на гранулированный чай, в некоторых лежат также сигареты, бумажные деньги). У основания сосны установлен и закреплен прямоугольной формы ящик для подношений, фасадной стороной обращен в северо-восточную сторону. Перед ящиком на незначительном расстоянии вкопаны в землю деревянные скамьи, поставлен столик и выложен большими камнями очаг. В качестве приношений в ящике рядом лежат монеты разного достоинства, спички, сигареты и т.п. Здесь же пустые бутылки из-под спиртного, стеклянные банки и пр.

2. Расположен юго-западнее от первого на дне огромной котловины выдувания. Ложбина ограничена с двух сторон высокими песчаными дюнами. В котловине растут несколько сосен, среди них есть засохшие деревья. Стволы живых деревья обернуты полотнищами тканей и шелковыми хадаками синего или белого цветов. На земле следы ритуальных обрядов. В центральной части – главный очаг, рядом остатки двух касторов небольших размеров, в которых лежат обожженные косточки молодых барашков. Обожженные кости сохраняют первоначальное положение. По краям котловины несколько мелких очажков, заготовки древесины для кострищ, пустые бутылки и банки. К святилищу ведет проселочная дорога.

3. Отстоит от второго в юго-западном направлении. Местом поклонения также выбрана сосна, ствол который обернут голубыми хадаками, а ветви украшены лоскутками разноцветной ткани. У основания дерева лежат монеты, спички, сигареты и пр.

Для всех трех пунктов характерно наличие подвесных мешочков небольших размеров, сшитых из ткани и кожи. В одном из них на сосне 3 пункта лежат бараньи альчики (бур.шагай).

К юго-востоку от трех молодых сосновых рощиц расположена роща мертвых деревьев, обильно увешанных огромными черными гнездами. Судя по описаниям Галдановой 1974 г., тогда жертвенное место находилось в роще мертвых деревьев, месте гнездования черных ворон: «На сегодняшний день это шаманское похоронное место представляет собой большую впадину (100х20 м), вокруг совхозные поля. Со стороны – небольшой участок соснового леса. Подходишь вплотную – открывается поразительное зрелище – множество мертвых деревьев, на кронах которых по 5-6 вороних гнезд. Долина смерти. На земле много перьев птиц, трупов, в основном вороньих. Наверное, после революции эта роща была подвержена поджогу, чтобы уничтожить аранга (специальный настил для обряда захоронения шамана) и связанные с ним следы. Невдалеке – молодой осиновый подлесок. До десятка мертвых, засохших, деревьев носят следы культовых действий. На них висят куски белой материи, веревки с нанизанным на них лоскутами материи, чаще всего встречаются белые ситцевые платки, обычные советские платки, которые лежат на прилавках магазинов. Кроме того, можно увидеть стремена и бутылки. Неясно, что в бутылках оставляли. Одна пустая, другая полностью забита мухами, зелеными, блестящими. Внизу под деревьями валяются бутылки. Висят маленькие мешочки величиной со спичечный коробок, белого цвета. Возможно, выцвели» [Экспедиция БИОН, 1974].

О назначении таинственных мешочков в настоящее время информанты не сообщают. Но как следует из наблюдений Галдановой 30-летней давности, мешочки являются реликвариями: «Сюда привозили пепел и кости сожженного шамана и вешали на ветки деревьев, здесь же можно увидеть колокольчики, бубенцы… Сжигали шаманов в другом месте. Раньше делали аранга, клали на них шамана одетого, вешали рядом на дерево шаманские атрибуты (хоно, хоёр хорби и т.д), оставляли идээни дээж, архин дээж дараса. Везли умершего шамана на лошади, кто-то садился на коня и перед собой держал шамана. В последнее время сжигают, собирают оставшиеся кости, пепел в маленький ящик и прибивает его на дерево. В последние годы их сжигали каждого в своей местности, а пепел и кости привозили и вешали на деревья»

Источник - Сыртыпова Сурун-Ханда. Святыни кочевников Трансбайкалья (Традиционные культовые объекты как памятники истории и культуры). – Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 2007. – 272 с.: ил ISBN 978-5-85213-997-9 C.189-191
Вернуться к началу Перейти вниз
 

Шиизага

Предыдущая тема Следующая тема Вернуться к началу 
Страница 1 из 1

Права доступа к этому форуму:Вы не можете отвечать на сообщения
Равновесие тьмы :: ПРАКТИЧЕСКАЯ МАГИЯ :: Шаманизм :: Бурятский шаманизм-