| | Овинник (Гуменник) в славянской мифологии | |
| Автор | Сообщение |
---|
Темный ангел
Дата регистрации : 2015-01-29
| Тема: Овинник (Гуменник) в славянской мифологии Пт Июн 19, 2015 9:30 pm | |
| Как видно из названия, жил этот дух в овинах (на гумнах) - строениях, где крестьяне в старину снопы сушили. Известно из древних книжных памятников, что именно в овинах наши предки-славяне чаще всего молились огню- Сварожичу. Потом там поселился овинник, который сидел в самом дальнем углу днем и ночью, - глаза горели калеными угольями, как у кошки, да и сам он был похож на огромного кота - весь черный и лохматый, сажей измазанный. Иногда его видели в образе белой или черной собаки. Овинник умел лаять по-собачьи, хлопать в ладоши и хохотать, когда удавалось ему наказать нерадивого хозяина. Суждено было овиннику стеречь овин, чтоб огонь не разгорелся больше нужного, чтоб не было пожара; следить за укладкою снопов, наблюдать за временем и сроками, как и когда затоплять овин, не позволять делать этого под большие праздники. В случае нарушения этого завета, бывало, так пихнет в бок ослушника, что тот едва соберет дыхание; ну а на худой конец, разгневавшись, может и сам овин поджечь. Не дозволял он также сушить снопы во время сильных ветров и безжалостно за это наказывал. Нельзя было работать в овине и в Михайлов день (8/21 ноября); если кто затопит здесь печь раньше Воздвиженья (14/27 сентября), овин сгорит. Овинник считался самым зловредным из всех духов, окружающих крестьянина в его повседневной жизни: если залютует, ублажить его было нелегко! Разве что принести к овину пироги и петуха: петуху у входа отрубали голову и кровью кропили по всем углам, а пирог оставляли в подлазе. Вообще угощение и почет овинник любил так же, как все его нечистые сородичи. Опытные хозяева не иначе начинали топить овин, как попросив у «хозяина» позволения. А после того, как мужик сбрасывал последний сноп, прежде чем идти домой, обращался к овину лицом, снимал шапку и с низким поклоном говорил: «Спасибо, батюшка-овинник: послужил ты нынешней осенью верой и правдой!» Именины его отмечали на Воздвиженье и на Покров (1/14 октября). Внимательным хозяевам он не вредил, а отплачивал добром за почет. В овинах, как и в банях, любили девушки гадать в старину. Приходили сюда на Васильев вечер, в полночь, между вторыми и третьими петухами (излюбленное время у овинников и самое удобное для заговоров). Самая смелая протягивала в окошко руку и спрашивала: - Овинник-родимчик, суждено ли мне по нынешнему году замуж идти? Погладит овинник голой рукой - девушке жить замужем бедно, погладит мохнатой - богато жить. А если никто ее не трогал - значит, в девках предстояло сидеть. Матери приносили детей, страдающих ноч-ницей, или криксой, на заре к овину и умывали росой, приговаривая: - Господи Владыко! Возьми с младенца крик и вопь, а дай ему тихого ангела! В старые времена чаще призывали в таких случаях именно «батюшку овинника». У этого духа, как и у многих других, есть какие-то «старшие», которые могут им приказать. Иногда это колдун, а порою - и сам нечистый дух. И все-таки овинник возбуждал не столько страх, сколько уважение, - ведь это был хранитель главного крестьянского богатства - хлеба. |
| | | Темный ангел
Дата регистрации : 2015-01-29
| Тема: Овинник (Гуменник) в славянской мифологии Пн Фев 01, 2016 3:36 am | |
| Овинник (Гуменник) в славянской мифологии Овинник или Гуменник — дух, который живёт в овине и на гумне. Овин — хозяйственная постройка, в которой сушат снопы перед молотьбой. Гумно — место, предназначенное для молотьбы, веяния и хранения зерна. Другие названия Овинника — Подовинник, Овинный, Жихарь, Подовинушко, Овинный батюшка, Овиннушко и так далее. Имена духу овина и гумна всегда давали ласковые, чтобы ничем его не рассердить и не прогневать. Дух следит за тем, чтобы снопы и зерно сушились и хранились правильно. Он оберегает хлеб от всякой напасти и беды, а сам овин от пожара. Поэтому Овинника зачастую задабривали различными способами, приносили угощения, чествовали в праздники. Овинник является одним из духов, которые, по поверьям древних славян, живут рядом с человеком и во всём ему помогают. Духами, если можно так сказать, собратьями Гуменника являются - Домовой , Дворовой, Банник. В древности этих духов воспринимали, как помощников, а следовательно — добрых духов. Однако, всё же, стоит отметить, что всегда существовали особые наставления и предостережения насчёт овинников и ему подобных духов. Таких духов нельзя обижать, оскорблять и относиться к ним неуважительно. Зачастую различные беды, которые случались в доме, в овине, в бане и других домовых владениях людей, связывали с тем, что дух места за что-то прогневался на людей. Особое отношение к Овиннику было ещё и по той причине, что в овинах разжигали огонь (для сушки). Огонь по соседству с легковоспламеняющимися материалами (солома, дерево, сухая трава) по недосмотру людей мог очень легко подпалить и сам овин, и постройки по соседству. Славяне верили, что Овинник, которому воздаются все почести, не даст разгореться пожару. Из-за того, что по осени овины горели часто, видимо, и пристало к этому духу прозвище самого злого и лютого духа среди всех домашних духов, которого сложно ублажить и который обладает скверным характером. В различных областях нашей страны, образ Овинника отражается в народной мифологии по-разному. Сложно сказать, какие из них относятся к дохристианским временам, а какие появились совсем недавно. Сохранились поверья, судя по которым, Овинник может предстать в виде огромного чёрного кота с горящими глазами. В Смоленской области Овинник показывается в виде барана. А вот в Костромской области Овинник принимает вид покойника, то есть является духом некогда жившего человека. Стоит отметить, что именно последнее представление, скорее всего, является наиболее древним, относящимся к языческим временам Древней Руси, когда домовые, банники, овинники, лешие и другие, были не просто непонятными существами, которые неизвестно откуда взялись и как попали в наш мир, а самыми настоящими душами предков. Именно в этих поверьях мы можем наглядно увидеть то самое изначальное представление о душах предков, которые присматривают за нами с того света (ангелы-хранители), помогают нам и в лесу и в хозяйстве. В древнерусских летописях есть такие упоминания: «и огневи молятся под овином», «и огневи молятся, зовут его Сварожичем», «кто под овином молится или во ржи» . Здесь мы видим, что в древности Овинник, вероятно, почитался гораздо сильнее, чем мы можем себе представить. Огонь в овине мог представляться славянам священным. Овинник был каким-то образом связан с богом Сварогом, так как заведовал огнём-Сварожичем, поэтому почитался особенным образом. О том, что Овинник связан с богом Сварогом говорит и то, что овин и Овинника во времена двоеверия чествовали в день Кузьмы и Демьяна — 14 ноября. Кузьма и Демьян в эпоху двоеверия переняли на себя образ древнеславянского бога Сварога. Произошло это по созвучию: Сварог — бог-кузнец и Кузьмадемьян (Кузьма и Демьян) показались славянам второго тысячелетия нашей эры очень похожими по звучанию. 14 ноября ходили поздравлять Овинника с праздником, приносили кашу, различные угощения и подарки.
© Денис Блинцов |
| | | Темный ангел
Дата регистрации : 2015-01-29
| Тема: Re: Овинник (Гуменник) в славянской мифологии Пн Фев 22, 2016 11:48 pm | |
| | | Овинник - Гуменник - в славянских поверьях помощник домового - домовой дух - главный в овине и сарае. Следит за скотиной, гривы любимым лошадям расчесывает, а так же любимым домашним животным - котам и собакам . Следит чтобы лиса малых утят и цыплят не утащила.
Овинник - Гуменник. На деревенских задворках торчат безобразные, бревенчатые строения – овины. Словно чудовища с разинутой черной пастью, готовой проглотить человека целиком, обступают они со всех сторон ряды приземистых жилых изб. В сумерки, а особенно ночью, на утренних зорях овины своим неуклюжим видом настраивают воображение простою человека на фантастический лад и будят в душе его суеверный страх. Задымленные и почернелые как уголь, овины являют из себя (как подсказывает загадка) "лютого волчища, у него выхвачен бочище, не дышит, а пышет" Так как без огня овин не высушишь, а сухие снопы - что порох, то и суждено овинам гореть. И горят овины сплошь и рядом везде и каждую осень. Кому же приписать эти несчастья, сопровождающиеся зачастую тем, что огонь испепелит все гумно со всем хлебным старым запасом и новым сбором. Кого же винить в трудно поправимом горе, как не злого духа и притом совершенно особенного. Вот он и сидит в нижней части строении, где разводят теплины и днем пекут деревенские ребята картошку - сидит в самом углу подлаза, днем и ночью. Увидеть его можно лишь во время Светлой заутрени Христова дня: глаза у него горят калеными угольями, как у кошки, а сам он похож на огромного кота, величиной с дворовую собаку, - весь черный и лохматый. Овинник умеет лаять по-собачьи и, когда удается ему напакостить мужикам, хлопает в ладоши и хохочет не хуже лешего. Сидеть под садилом в ямине (отчего чаще зовут его "подовинником") указано ему для того, чтобы смотреть за порядком кладки снопов, наблюдать за временем и сроками, когда и как затоплять овин, не позволять делать этого под большие праздники, особенно на Воздвиженье в день и Покров, когда, как известно, все овины бывают "именинниками" и, по старинным деревенским законам, должны отдыхать (с первого Спаса их готовят). Топить овины в заветные дни гуменник не позволяет: и на добрый случай - пихнет у костра в бок так, что едва соберешь дыхание; на худой же конец – разгневается так, что закинет уголь между колосниками и даст всему овину заняться и сгореть. Не позволяет также сушить хлеба во время сильных ветров и безжалостно больно за это наказывает. Гуменник, хотя и считается домовым духом, но самым злым из всех: его трудно ублажить-смирить, если он рассердится и в сердцах залютует. Тогда на овин рукой махни: ни кресты по всем углам, ни молитвы, ни икона Богоматери Неопалимой Купины не помогут, и хоть шубу выворачивай мехом наружу и стереги гумно с кочергой в руках на Агафона-огуменника (22 августа). Ходят слухи, что в иных местах (например, в Костромской губернии) овинника удается задабривать в его именинные дни. С этой целью приносят пироги и петуха: петуху на пороге отрубают голову и кровью кропят по всем углам, а пирог оставляют в подлазе. Однако сведующие люди этим приемам не доверяют и рассказы принимают за сказки.
В Брянских лесных местах (в Орловской губернии) рассказывают такой случай, который произошел с бабой, захотевшей в чистый понедельник в риге лен трепать для пряжи. Только что успела она войти, как кто-то затопал, что лошадь и захохотал так, что волосы на голове встали дыбом. Товарка этой бабы со страху кинулась бежать, а смелая баба продолжала трепать лен столь долго, что домашние начали беспокоиться. Пошли искать и не нашли: как в воду канула. Настала пора мять пеньку, пришла вся семья и видят на гребне какую-то висячую кожу. Начали вглядываться и перепугались: вся кожа цела, и можно различить на ней и лицо, и волосы, и следы пальцев на руках и ногах. В Смоленщине (около Юхнова) вздумал мужик сушить овин на Михайлов день. Гуменник за такое кощунство вынес его из "подлаза", на его глазах подложил под каждый угол овина головешки с огнем и столь застращал виновною, что он за один год поседел как лунь. В вологодских краях гуменника настолько боятся, что не осмеливаются топить и чистить овин в одиночку: всегда ходят вдвоем или втроем. Из Калужской губернии (Мещерского уезди) получились такие вести. Лет 40-50 тому назад одного силача, по имени Валуя, овинник согнул в дугу на всю жизнь за то, что он топил овин не в указанный день и сам сидел около ямы. Пришел этот невидимка-сторож в виде человека и начал совать Валуя в овинную печку, да не мог изжарить силача, а только помял его и согнул. Самого овинника схватил мужик в охапку и закинул в огонь. Однако это не прошло ему даром: выместила злобная нечисть на сыне Валуя – тоже детине и силаче и тоже затопившем овинный пол в великий праздник: гуменник поджег овин и спалил малою. Нашли его забитым пол стену и все руки в ссадинах - знать, отбивался кулаками.
На кулаках же ведут свои расчеты вес эти духи и тогда, когда случается, что они между собою нс поладят. Вот что пишут на этот счет из Белозерского уезда Новгородской губернии. К одному крестьянину приходит вечером захожий человек и просит: - Укрой меня к ночи - пусти ночевать. - Вишь, у самого какая теснота. Ступай в баню: сегодня топили. - Ну, вот и спасибо, я там и переночую. На другое утро вернулся чужак из бани и рассказывает: "Лег я на полок и заснул. Вдруг входит в баню такой мужик, ровно бы нодовинник, и говорит: - Эй, хозяин. На беседу к себе меня звал, а сам путаешь ночлежников: я вот его задушу. Поднялась той норой половица, и вышел сам банник. - Я его пустил, так я его и защищаю. Не тронь. И начали они бороться. Боролись долго, а все не могут одолеть друг друга. Вдруг банник крикнул: - Сыми крест да хлещи его. Поднялся я кое-как, стал хлестать, - оба они и пропали". Угождения и почесть гуменник так же любит, как все его нечистые родичи. Догадливые и статные люди не иначе начинают топить овин, как попросив у "хозяина" позволения. Вологжане сохраняют еще такой обычай: после того как мужик сбросит с овина последний сноп, он, перед тем как ему уходить домой, обращается к овину лицом, снимает шапку и с низким поклоном говорит: "Спасибо, батюшка-овинник: послужил ты нынешней осенью верой и правдой".
|
|
| | | | Овинник (Гуменник) в славянской мифологии | |
|
Похожие темы | |
|
| Права доступа к этому форуму: | Вы не можете отвечать на сообщения
| |
| |
|
Приветствуем Вас на форуме РАВНОВЕСИЕ ТЬМЫ Вы можете оставаться гостем, но будет гораздо приятнее, если Вы войдёте под своим логином или пройдёте процесс регистрации.
После регистрации
вам будет доступно много
интересной информации.
Регистрируйтесь и
присоединяйтесь к общению.
|
Последние темы | » Благодарю и спасибо. Как правильно благодарить. Чт Апр 22, 2021 8:27 am автор Некто» Таял прошлогодний снег- душевный трепет любвиЧт Апр 08, 2021 12:01 pm автор Эл оя» ПРИВЕТСТВИЕ для всех пользователей Чт Апр 01, 2021 1:21 am автор Странница» Как вообще можно говорить что день - плохой?Вт Янв 28, 2020 4:06 pm автор Эл оя» «Стрела и туман». Почему сложно достигнуть своей цели? Притча.Пт Сен 27, 2019 10:25 am автор Tiari» Принципы осознанности, которые способны перевернуть жизньПн Сен 23, 2019 10:25 am автор Tiari» Сила любопытстваПн Сен 16, 2019 3:52 pm автор Tiari» 10-ти дневная «мыслительная диета»Пн Сен 16, 2019 3:35 pm автор Tiari» Ппритча об отношенииПн Сен 16, 2019 1:10 pm автор Tiari» Как старый пес спас в человеке — человекаПт Сен 06, 2019 11:36 am автор Tiari» Как позитивное мышление улучшает жизньПт Сен 06, 2019 11:29 am автор Tiari» О любви... или "Зачем вы едите эту рыбу"Пт Сен 06, 2019 11:23 am автор Tiari» Секреты отличного самочувствия от нейрофизиолога Джона АрденаПт Сен 06, 2019 11:21 am автор Tiari» Спокойствие, только спокойствие: секрет силыПт Сен 06, 2019 11:08 am автор Tiari» Поздравления!!! Пн Сен 02, 2019 1:00 pm автор Сильф» Если бы «на ручки» было признано лекарством...Пт Авг 30, 2019 11:23 am автор Tiari» Лучше быть, а не казаться. Жизненная короткометражка «Пять минут».Пт Авг 30, 2019 11:16 am автор Tiari» «Представьте, что у вас все есть» — любимое упражнение БуддыПт Авг 30, 2019 11:03 am автор Tiari» «Мы не научили детей быть счастливыми»: актуальные мысли писательницы Элизабет ФарреллиПт Авг 30, 2019 10:53 am автор Tiari» Мы готовим детей к позавчерашнему мируСр Авг 28, 2019 10:17 pm автор Tiari» Как стать самодостаточным?Ср Авг 28, 2019 10:11 pm автор Tiari» Сначала наденьте маску на себя, затем на ребенка.Ср Авг 28, 2019 10:01 pm автор Tiari» Слово «творчество» открывает любую дверь.Ср Авг 28, 2019 9:52 pm автор Tiari» Думая о камне, о который ты споткнулся, ты берешь его с собой.Ср Авг 28, 2019 8:16 pm автор Tiari» Почему играть в детстве гораздо важнее, чем ходить в школу.Ср Авг 28, 2019 8:00 pm автор Tiari» Упражнение по остановке мыслейСр Авг 28, 2019 12:09 am автор Странница» Помни всегда о том, что бы быть живым!Вт Авг 27, 2019 11:55 am автор Странница» Притча «Жила-была старушка»Вт Авг 27, 2019 9:46 am автор Tiari» Притча о том, насколько мы требовательны к другимВт Авг 27, 2019 9:44 am автор Tiari» Мульт «Будь как все»Вт Авг 27, 2019 9:40 am автор Tiari |
Май 2024 | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|
| | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | | | Календарь |
|
Самые просматриваемые темы | |
|