Равновесие тьмы
магия равновесия, темная и светлая магия, форум для практиков, обучение
Равновесие тьмы
магия равновесия, темная и светлая магия, форум для практиков, обучение
Равновесие тьмы
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.

Равновесие тьмы

магический форум практиков, магия равновесия
 
ФорумПорталПубликацииПоследние изображенияРегистрацияВход
Уважаемые пользователи, просьба поставить себе аватарки для удобства общения!

Поделиться
 

 Овинник (Гуменник) в славянской мифологии

Предыдущая тема Следующая тема Перейти вниз 
АвторСообщение
Темный ангел

Темный ангел

Дата регистрации : 2015-01-29

Овинник (Гуменник) в славянской мифологии Empty
СообщениеТема: Овинник (Гуменник) в славянской мифологии   Овинник (Гуменник) в славянской мифологии EmptyПт Июн 19, 2015 9:30 pm

ОВИННИК (ГУМЕННИК)
Как видно из названия, жил этот дух в овинах (на гумнах) - строениях, где крестьяне в старину снопы сушили. Известно из древних книжных памятников, что именно в овинах наши предки-славяне чаще всего молились огню- Сварожичу. Потом там поселился овинник, который сидел в самом дальнем углу днем и ночью, - глаза горели калеными угольями, как у кошки, да и сам он был похож на огромного кота - весь черный и лохматый, сажей измазанный. Иногда его видели в образе белой или черной собаки. Овинник умел лаять по-собачьи, хлопать в ладоши и хохотать, когда удавалось ему наказать нерадивого хозяина.
Суждено было овиннику стеречь овин, чтоб огонь не разгорелся больше нужного, чтоб не было пожара; следить за укладкою снопов, наблюдать за временем и сроками, как и когда затоплять овин, не позволять делать этого под большие праздники. В случае нарушения этого завета, бывало, так пихнет в бок ослушника, что тот едва соберет дыхание; ну а на худой конец, разгневавшись, может и сам овин поджечь. Не дозволял он также сушить снопы во время сильных ветров и безжалостно за это наказывал. Нельзя было работать в овине и в Михайлов день (8/21 ноября); если кто затопит здесь печь раньше Воздвиженья (14/27 сентября), овин сгорит.
Овинник считался самым зловредным из всех духов, окружающих крестьянина в его повседневной жизни: если залютует, ублажить его было нелегко! Разве что принести к овину пироги и петуха: петуху у входа отрубали голову и кровью кропили по всем углам, а пирог оставляли в подлазе. Вообще угощение и почет овинник любил так же, как все его нечистые сородичи. Опытные хозяева не иначе начинали топить овин, как попросив у «хозяина» позволения. А после того, как мужик сбрасывал последний сноп, прежде чем идти домой, обращался к овину лицом, снимал шапку и с низким поклоном говорил: «Спасибо, батюшка-овинник: послужил ты нынешней осенью верой и правдой!» Именины его отмечали на Воздвиженье и на Покров (1/14 октября). Внимательным хозяевам он не вредил, а отплачивал добром за почет.
В овинах, как и в банях, любили девушки гадать в старину. Приходили сюда на Васильев вечер, в полночь, между вторыми и третьими петухами (излюбленное время у овинников и самое удобное для заговоров). Самая смелая протягивала в окошко руку и спрашивала:
- Овинник-родимчик, суждено ли мне по нынешнему году замуж идти?
Погладит овинник голой рукой - девушке жить замужем бедно, погладит мохнатой - богато жить. А если никто ее не трогал - значит, в девках предстояло сидеть.
Матери приносили детей, страдающих ноч-ницей, или криксой, на заре к овину и умывали росой, приговаривая:
- Господи Владыко! Возьми с младенца крик и вопь, а дай ему тихого ангела!
В старые времена чаще призывали в таких случаях именно «батюшку овинника».
У этого духа, как и у многих других, есть какие-то «старшие», которые могут им приказать. Иногда это колдун, а порою - и сам нечистый дух.
И все-таки овинник возбуждал не столько страх, сколько уважение, - ведь это был хранитель главного крестьянского богатства - хлеба.
Вернуться к началу Перейти вниз
Темный ангел

Темный ангел

Дата регистрации : 2015-01-29

Овинник (Гуменник) в славянской мифологии Empty
СообщениеТема: Овинник (Гуменник) в славянской мифологии   Овинник (Гуменник) в славянской мифологии EmptyПн Фев 01, 2016 3:36 am

Овинник (Гуменник) в славянской мифологии

 

Овинник (Гуменник) в славянской мифологии 1454067595_1354984867-0677685



Овинник или Гуменник — дух, который живёт в овине и на гумне. Овин — хозяйственная постройка, в которой сушат снопы перед молотьбой. Гумно — место, предназначенное для молотьбы, веяния и хранения зерна.
 
Другие названия Овинника — Подовинник, Овинный, Жихарь, Подовинушко, Овинный батюшка, Овиннушко и так далее. Имена духу овина и гумна всегда давали ласковые, чтобы ничем его не рассердить и не прогневать. Дух следит за тем, чтобы снопы и зерно сушились и хранились правильно. Он оберегает хлеб от всякой напасти и беды, а сам овин от пожара. Поэтому Овинника зачастую задабривали различными способами, приносили угощения, чествовали в праздники.
 
Овинник является одним из духов, которые, по поверьям древних славян, живут рядом с человеком и во всём ему помогают. Духами, если можно так сказать, собратьями Гуменника являются - Домовой , Дворовой, Банник. В древности этих духов воспринимали, как помощников, а следовательно — добрых духов. Однако, всё же, стоит отметить, что всегда существовали особые наставления и предостережения насчёт овинников и ему подобных духов. Таких духов нельзя обижать, оскорблять и относиться к ним неуважительно. Зачастую различные беды, которые случались в доме, в овине, в бане и других домовых владениях людей, связывали с тем, что дух места за что-то прогневался на людей.
 
Особое отношение к Овиннику было ещё и по той причине, что в овинах разжигали огонь (для сушки). Огонь по соседству с легковоспламеняющимися материалами (солома, дерево, сухая трава) по недосмотру людей мог очень легко подпалить и сам овин, и постройки по соседству. Славяне верили, что Овинник, которому воздаются все почести, не даст разгореться пожару. Из-за того, что по осени овины горели часто, видимо, и пристало к этому духу прозвище самого злого и лютого духа среди всех домашних духов, которого сложно ублажить и который обладает скверным характером.
 
В различных областях нашей страны, образ Овинника отражается в народной мифологии по-разному. Сложно сказать, какие из них относятся к дохристианским временам, а какие появились совсем недавно. Сохранились поверья, судя по которым, Овинник может предстать в виде огромного чёрного кота с горящими глазами. В Смоленской области Овинник показывается в виде барана. А вот в Костромской области Овинник принимает вид покойника, то есть является духом некогда жившего человека. Стоит отметить, что именно последнее представление, скорее всего, является наиболее древним, относящимся к языческим временам Древней Руси, когда домовые, банники, овинники, лешие и другие, были не просто непонятными существами, которые неизвестно откуда взялись и как попали в наш мир, а самыми настоящими душами предков. Именно в этих поверьях мы можем наглядно увидеть то самое изначальное представление о душах предков, которые присматривают за нами с того света (ангелы-хранители), помогают нам и в лесу и в хозяйстве.
 
В древнерусских летописях есть такие упоминания: «и огневи молятся под овином», «и огневи молятся, зовут его Сварожичем», «кто под овином молится или во ржи» . Здесь мы видим, что в древности Овинник, вероятно, почитался гораздо сильнее, чем мы можем себе представить. Огонь в овине мог представляться славянам священным. Овинник был каким-то образом связан с богом Сварогом, так как заведовал огнём-Сварожичем, поэтому почитался особенным образом. О том, что Овинник связан с богом Сварогом говорит и то, что овин и Овинника во времена двоеверия чествовали в день Кузьмы и Демьяна — 14 ноября. Кузьма и Демьян в эпоху двоеверия переняли на себя образ древнеславянского бога Сварога. Произошло это по созвучию: Сварог — бог-кузнец и Кузьмадемьян (Кузьма и Демьян) показались славянам второго тысячелетия нашей эры очень похожими по звучанию. 14 ноября ходили поздравлять Овинника с праздником, приносили кашу, различные угощения и подарки.
 



© Денис Блинцов
Вернуться к началу Перейти вниз
Темный ангел

Темный ангел

Дата регистрации : 2015-01-29

Овинник (Гуменник) в славянской мифологии Empty
СообщениеТема: Re: Овинник (Гуменник) в славянской мифологии   Овинник (Гуменник) в славянской мифологии EmptyПн Фев 22, 2016 11:48 pm

Овинник (Гуменник) в славянской мифологии Ovinnik
 

             Овинник - Гуменник - в славянских поверьях помощник домового - домовой дух -  главный в овине и сарае. Следит за скотиной, гривы любимым лошадям расчесывает, а так же любимым домашним животным - котам и собакам . Следит чтобы лиса малых утят и цыплят не утащила. 



Овинник (Гуменник) в славянской мифологии Ovinnik



Овинник - Гуменник. 
На деревенских задворках торчат безобразные, бревенчатые строения – овины. Словно чудовища с разинутой черной пастью, готовой проглотить человека целиком, обступают они со всех сторон ряды приземистых жилых изб. В сумерки, а особенно ночью, на утренних зорях овины своим неуклюжим видом настраивают воображение простою человека на фантастический лад и будят в душе его суеверный страх. Задымленные и почернелые как уголь, овины являют из 
себя (как подсказывает загадка) "лютого волчища, у него выхвачен бочище, не дышит, а пышет" 
      Так как без огня овин не высушишь, а сухие снопы - что порох, то и суждено овинам гореть.  И горят овины сплошь и рядом везде и каждую осень. Кому же приписать эти несчастья, сопровождающиеся зачастую тем, что огонь испепелит все гумно со всем хлебным старым запасом и новым сбором. Кого же винить в трудно поправимом горе, как не злого духа и притом совершенно особенного. 
     Вот он и сидит в нижней части строении, где разводят теплины и днем пекут деревенские ребята картошку -  сидит в самом углу подлаза, днем и ночью. Увидеть его можно лишь во время Светлой заутрени Христова дня: глаза у него горят калеными угольями, как у кошки, а сам он похож на огромного кота, величиной с дворовую собаку, - весь черный и лохматый. Овинник умеет лаять по-собачьи и, когда удается ему напакостить мужикам, хлопает в ладоши и хохочет не хуже лешего. Сидеть под садилом в ямине (отчего чаще зовут его "подовинником") указано ему 
для того, чтобы смотреть за порядком кладки снопов, наблюдать за временем и сроками, когда и как затоплять овин, не позволять делать этого под большие праздники, особенно на Воздвиженье в день и Покров, когда, как известно, все овины бывают "именинниками" и, по старинным деревенским законам, должны отдыхать (с первого Спаса их готовят). Топить овины в заветные дни гуменник не позволяет: и на добрый случай - пихнет у костра в бок так, что едва соберешь дыхание; на худой же конец – разгневается так, что закинет уголь между колосниками и даст 
всему овину заняться и сгореть. Не позволяет также сушить хлеба во время сильных ветров и безжалостно больно за это наказывает. 
     Гуменник, хотя и считается домовым духом, но самым злым из всех: его трудно ублажить-смирить, если он рассердится и в сердцах залютует. Тогда на овин рукой махни: ни кресты по всем углам, ни молитвы, ни икона Богоматери Неопалимой Купины не помогут, и хоть шубу выворачивай мехом наружу и стереги гумно с кочергой в руках на Агафона-огуменника (22 августа). Ходят слухи, что в иных местах (например, в Костромской губернии) овинника удается задабривать в его именинные дни. С этой целью приносят пироги и петуха: петуху на пороге отрубают голову и кровью кропят по всем углам, а пирог оставляют в подлазе. Однако сведующие люди этим приемам не доверяют и рассказы принимают за сказки.



Овинник (Гуменник) в славянской мифологии Ovinnik3




          В Брянских лесных местах (в Орловской губернии)   рассказывают такой случай, который произошел с бабой, захотевшей в чистый понедельник в риге лен трепать для пряжи. Только что успела она войти, как кто-то затопал, что лошадь и захохотал так, что волосы на голове встали дыбом. Товарка этой бабы со страху кинулась бежать, а смелая баба продолжала  трепать 
лен столь долго, что домашние начали беспокоиться. Пошли искать и не нашли: как в воду канула. Настала пора мять пеньку, пришла вся семья и видят на гребне какую-то висячую кожу. Начали вглядываться и перепугались: вся кожа цела, и можно различить на ней и лицо, и волосы, и следы пальцев на руках и ногах. 
      В Смоленщине (около Юхнова) вздумал мужик сушить овин на Михайлов день. Гуменник за такое кощунство вынес его из "подлаза", на его глазах подложил под каждый угол овина головешки с огнем и столь застращал виновною, что он за один год поседел как 
лунь. В вологодских краях гуменника настолько боятся, что не осмеливаются топить и чистить овин в одиночку: всегда ходят вдвоем или втроем. 
    Из Калужской губернии (Мещерского уезди) получились такие вести. Лет 40-50 тому назад одного силача, по имени Валуя, овинник согнул в дугу на всю жизнь за то, что он топил овин не в указанный день и сам сидел около ямы. Пришел этот невидимка-сторож в виде человека и начал совать Валуя в овинную печку, да не мог изжарить силача, а только помял его и согнул. Самого овинника схватил мужик в охапку и закинул в огонь. Однако это не прошло ему даром: выместила злобная нечисть на сыне Валуя – тоже детине и силаче и тоже затопившем овинный пол в великий праздник: гуменник поджег овин и спалил малою. Нашли его забитым пол стену и все руки в ссадинах - знать, отбивался кулаками. 



Овинник (Гуменник) в славянской мифологии Ovinnik2



На кулаках же ведут свои расчеты вес эти духи и тогда, когда случается, что они между собою нс поладят. Вот что пишут на этот счет из Белозерского уезда Новгородской губернии. 
       К одному крестьянину приходит вечером захожий 
человек и просит:
- Укрой меня к ночи - пусти ночевать. 
- Вишь, у самого какая теснота. Ступай в баню: сегодня топили. 
- Ну, вот и спасибо, я там и переночую. 
На другое утро вернулся чужак из бани и рассказывает:
"Лег я на полок и заснул. Вдруг входит в баню такой мужик, ровно бы нодовинник, и говорит:
- Эй, хозяин. На беседу к себе меня звал, а сам путаешь ночлежников: я вот его задушу. 
Поднялась той норой половица, и вышел сам банник. 
- Я его пустил, так я его и защищаю. Не тронь. 
И начали они бороться. Боролись долго, а все не могут одолеть друг друга. Вдруг банник крикнул: 
- Сыми крест да хлещи его. 
Поднялся я кое-как, стал хлестать, - оба они и пропали".
        Угождения и почесть гуменник так же любит, как все его нечистые родичи. Догадливые и статные люди не иначе начинают топить овин, как попросив у "хозяина" позволения. Вологжане сохраняют еще такой обычай: после того как мужик сбросит с овина последний сноп, он, перед тем как ему уходить домой, обращается к овину лицом, снимает шапку и с низким поклоном говорит: "Спасибо, батюшка-овинник: послужил ты нынешней осенью верой и правдой".
Вернуться к началу Перейти вниз
 

Овинник (Гуменник) в славянской мифологии

Предыдущая тема Следующая тема Вернуться к началу 
Страница 1 из 1

 Похожие темы

-
» Цветовые символы в Славянской мифологии
» Дни недели согласно славянской мифологии
» О славянской рунической письменности
» 2016 год в славянской астралогии
» Краткий справочник мифологии

Права доступа к этому форуму:Вы не можете отвечать на сообщения
Равновесие тьмы :: МАГИЯ НАРОДОВ И ГОСУДАРСТВ :: Славянская и Языческая магия :: Духи и существа-