Учение о карме (санскритское karma, палийское kamma — “обряд”, “действие”, “деяние”) — одна из основополагающих концепций индийской мысли. Благодаря распространению буддизма за пределами Индии она стало важнейшей составляющей в мировоззренческих текстах Центральной и Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока, а начиная с Нового времени, благодаря научному знакомству с индийскими религиями и философиями, прочно вошло в словарь и европейской культуры.
Истоки “закона кармы” содержались уже в ритуалистическом мировоззрении раннебрахманистской эпохи, по которому совершенное обрядовое действо реализуется не только в ближайшее время, но содержит потенцию и будущих реализаций, гарантированно обеспечивая положительные (если оно совершено правильно и преследует адекватные цели) или негативные (если оно совершено неправильно или преследует не те цели) последствия, которые с необходимостью должны “вызреть” в будущем.
Первые же попытки ответа на указанные мировоззренческие вопросы с позиций “закона кармы” восходят к ранним Упанишадам (VIII — VII вв. до Р.Х.).
Джайнизм В джайнизме карма рассматривается в качестве определенного тонкого вещества, составляющего одно из субтильных тел души-дживы.
Новые кармы присоединяются к этому кармическому телу вследствие омраченности (как результата активности) души, благодаря которой формируются ее модификации-асравы — каналы “втекания” в нее карм.
Асравы являются одновременно и источниками и результатами карм. Хотя джайны различают наряду с неблагими также и благие кармы (обусловливающие удовольствия, праведность, мужской пол следующего воплощения и т.д.), в конечном счете все они являются загрязнителями и исказителями основных сущностных атрибутов души — бесконечного знания, блаженства и могущества.
У джайнов существует следующая
классификация карм:
5 карм, препятствующих познанию;
2 кармы эмоциональности (приятные и неприятные состояния);
28 затмевающих воззрение и поведение;
4 кармы продолжительности жизни;
42 определяющих лона воплощения и его физиологические особенности;
2 кармы семьи, определяющие знатность или незнатность воплощения;
5 задерживающих “достижения”.
Далее различаются сроки действия соответствующих карм, которые должны “созреть” и “отпасть”, а также их способность занимать место в единицах пространства (прадеши), локализованного душой. Кармы могут быть уничтожены в результате правильных воззрений и аскетической деятельности, в результате чего душа достигает “освобождения”, возвращая себе свои изначальные атрибуты.
Буддизм В буддизме для характеристики действия решающее значение имеет намерение, тогда как поступки и слова по своему значению вторичны.
По своим этическим характеристикам умственные кармические действия-намерения, делятся:
на благие (кусала);
неблагие (акусала);
неопределенные (авьяката).
В “Дхаммасангани” благие кармические факторы распределяются на:
1) три корня благой кармы — отсутствие алчности, ненависти и “ослепления”;
2) аргегаты ощущений, представлений, волевых установок и сознания, связанные с ними;
3) действия, вырастающие из этих корней.
По результативности кармические действия делятся на “черные” (дурные), “белые” (благие), “черно-белые” (смешанные) и ни те, ни другие. .
Наконец, по длительности своей реализации кармические действия распределяются как “вызревающие” в течение 1) данной жизни, 2) следующей жизни и 3) последующих рождений (Абхидхармамрита IV. 2 и т. д.).
Индуизм Наследники брахманизма разрабатывали учение о карме в значительных “пересечениях” с буддийскими трактовками и одновременно в полемике с ними.
Так, в “Бхагавадгите” настойчиво проводится мысль о том, что определяющим является не столько материальное воплощение действия, сколько внутреннее намерение действующего: мудрым является тот, кто избавился от самих эгоистических желаний и привязанности к ним, независимо от того, какой деятельностью он занят
Йога Патанжали Близкие сходства с буддийскими положениями обнаруживаются в “Йога-сутрах”(ок. IV в.по Р.Х.) с комментариями Вьясы, где утверждается, что потенция кармы , “укоренненая” в базовых аффектах (алчность, жадность, гнев и “ослепление”), может ощущаться в “видимых” и “невидимых” жизнях, а также что эта потенция может иногда давать непосредственный результат, а иногда действовать и на значительном временном расстоянии, подобно тому, как один и тот же огонь может сжигать сухую траву быстро или медленно в зависимости от внешних обстоятельств
Веданта Новую терминологию в связи с временными параметрами действия “закона кармы” предложили ведантисты.
После смерти индивид располагает запасом “остатков” действий последней жизни (анушая) в виде потенциальных “следов” (санскара), а также нереализованных остатков действий, совершенных в предшествующих рождениях. Эти кармические остатки трех видов:
1) предопределенные к конечной реализации в течение настоящей жизни (прарабдха-карма);
2) произведенные в этой или в предыдущей жизни, но оставшиеся в скрытом состоянии (самчита-карма);
3) накопленные в этой жизни, но должные плодоносить в последующих (агамин-карма).
- Спойлер:
Источник: по материалам Шохин В.К. Учение о реинкарнации и карме: Заметки востоковеда.