В настоящее время в опубликованной литературе по рунам, а также в материалах, находящихся на различных сайтах, которые взяты из тех же самых книг, руны рассматриваются как инструмент для собеседования с надсознательной мудростью с целью уточнения вопроса о восприятии и коррекции входящего в жизнь потока событий. Как событийно-ориентированная предсказательная система руны имеют свою заслуженную репутацию среди поклонников различных гадательных методик. В дополнение к этому руны могут использоваться в качестве магического инструмента с целью воздействия на людей или на ход тех или иных жизненно важных событий. Не менее важным направлением работы с рунами является вопрошание о выборе оптимальной стратегии поведения в текущей жизненной ситуации. Все эти прикладные возможности рун имеют своих убежденных поклонников, так как их практическая польза и живая энергетическая сущность рун весьма ощутима в процессе каждодневного соприкосновения с ними. Но помимо всех этих возможностей и достоинств рун практически невостребованным их потенциалом является использование рун как инструмента психодиагностики.
Те, кто хорошо знаком с рунами, могут согласиться с тем, что психология рун — тема новая и совершенно неразработанная. В связи с этой неразработанностью и новизной возникает ряд вопросов, связанных с перспективой интеграции рун в постоянно растущую территорию практической психологии, на которые мы и попытаемся ответить в этой статье. Смогут ли руны реально отображать ситуацию душевной жизни пришедшего на консультацию клиента? Какова психологическая интерпретация рун? Какова методология тестирования клиента? Если такая интерпретация существует, то как рассматривать 8 рун, не имеющих перевернутого положения? Как избежать превращения психологической работы с рунами в гадательный сеанс? И вообще, зачем нужен рунный тест среди большого количества различных тестов?
Рассмотрим вначале вопрос о самой возможности использования рун как психологического теста.
В гадательных практиках часто говорится, что гадающий должен быть в спокойном, уравновешенном и даже безмятежном состоянии, и думать только о вопросе, иначе его состояние отобразиться на раскладе. Если душевное состояние отражается при обычном собеседовании с рунами, то, естественно, при проблемно-ориентированном гадании руны тем более будут указывать психологический диагноз. Это можно назвать отражением рунами психоэнергетического состояния во внутреннем мире клиента. С другой стороны, феномен рунной диагностики можно объяснить бессознательным и спонтанным выбором человеком тех символов, которые наиболее характерны данному внутреннему состоянию. Известно, что бессознательное оперирует символами, а руны, безусловно, являются символами с собственной мифологией и большим наслоением психической энергии, оставленным многими поколениями их пользователей. Соответственно, если в коллективном бессознательном этим символам соответствуют определенные типы энергий, информации и ситуаций, то индивидуальное бессознательное, являясь частью коллективного, знает, к каким рунам (символам) относится текущая ситуация в душевной жизни клиента. Таков механизм отображения рунами психоэмоциональных состояний или нет, но они, тем не менее, отзеркаливают происходящее во внутреннем мире клиента. Проверить это не сложно, если только нет слишком сильной предвзятости по отношению к оракулу и есть достаточная информационная база по психологическим соответствиям рун. Потому чтобы работать с рунами в русле психологии, сперва нам нужно изучить их психосимволику и психотипологию.
Как известно, руны являются системой, циклически завершенной. Иными словами, весь земной опыт, все явления и события можно обобщить под соответствующими символами рунного круга. Следовательно, являясь универсальной циклически завершенной системой, руны могут быть использованы для обобщения любых сил, действующих в душевном мире человека. Эти силы в аналитической психологии названы архетипами, что вполне адекватно в восприятии и изучении психодинамики рун. Исходя из этого, мы можем рассуждать о рунах, как универсальных архетипических сюжетах, лежащих в коллективном бессознательном. Также можно сказать, что руны являются исчерпывающим и циклически завершенным инструментом для восприятия и обобщения архетипов и энергий коллективного бессознательного.
Но каким же образом руны могут быть исследованы как архетипы коллективного бессознательного? Согласно эзотерических концепций, глубинный смысл любых архетипов может быть понят лишь при достижении высот человеческого совершенства, в результате которого человек достигает нужной степени познания и проницательности. Но в нашем случае, пока мы лишь карабкаемся к этим высотам, психологический смысл архетипов рун может быть исследован ассоциативным, интуитивным и прикладным путями. Рассмотрим эти способы более детально.
Ассоциативная форма исследования заключается в переведении стержневого смысла используемого в гадательных описаниях символа на язык психологических смыслов, терминов и состояний. Все описательные тексты по рунам являются символичными. Специфика символов такова, что они, не сообщая конкретно о каких-то деталях и событиях, обладают неограниченной возможностью для вмещения схожих по резонансу явлений. А потому эти символические тексты путем построения ассоциативных рядов могут быть переведены как на событийный, так и на психологический план. Правда, для психологических интерпретаций рунных символов необходимо развитое воображение и достаточная психологическая грамотность.
Надо признать, что некоторые символы в подобном исследовании легче переводятся на психологический язык, чем другие. Это, по-видимому, связано с вытесненностью проблем, связанных с рунным архетипом, который плохо поддается ассоциативному «взлому». Это в свою очередь наводит на мысль, что исследование рун должно быть групповым творчеством. В группе, у каждого отдельного исследователя один и тот же архетип будет в различной как аспектной, так и уровневой степени проработки. Следовательно, если один и тот же рунный архетип исследуют несколько человек, то о конкретном символе можно будет получить гораздо больше информации, чем, если подобное исследование будет единоличным.
Интуитивная форма исследования рунного архетипа представляет собой определение психологического аспекта той или иной руны путем вчувствования в происходящие в жизни события или в проблемы приходящих на консультации клиентов на основе выпадения тех или иных рун. Интуитивная форма поиска психологических смыслов руны может выходить за пределы построения ассоциативных рядов, так как должна чутко реагировать на знаки и события в жизни, которые будут определенным образом охарактеризовывать содержание исследуемой руны. Необходимость интуитивного способа исследования психологии рун особенно справедлива тогда, когда обрывается логическая цепочка построения ассоциативного ряда, но психологический смысл далеко не является исчерпанным.
Прикладной метод исследования психодинамики рун представляет тестирование реальных клиентов, но уже в случае, когда наработана достаточная психосимволическая база восприятия рун. Уже на этом уровне исследования руны будут отображать душевную психодинамику клиента, давая ценные указания для выбора психотерапевтической стратегии, а также будут пополнять уже известные знания о рунных архетипах.
Являясь архетипами коллективного бессознательного, руны, как и планеты в астропсихологии, указывают как на психологические потребности личности, а также на соответствующие архетипической символике качества характера.
Если мы говорим о рунах как потребностях, то их вкратце можно описать следующим образом.
1.
Феу — материальные потребности (забота о хлебе насущном).
2.
Уруз — потребность в сексе, в поддержании здоровья, а также необходимость в налаживании контакта с собственным телом, как разумной саморегулирующейся системой.
3.
Турисаз — потребность в принятии ответственности, в повышении социального статуса.
4.
Ансуз — потребность в познании и общении.
5.
Райдо — в путешествиях, в расширении кругозора (лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать).
6.
Кано — в творческой или профессиональной самореализации.
7.
Гебо — в супружестве и партнерстве.
8.
Вуньо — в популярности, в получении удовольствий (честолюбивые стремления).
9.
Хагалаз — реформаторстве, а также в психодуховном очищении от продуктов предыдущего уровня.
10.
Наутиз — в терпеливом несении собственного креста и одолении трудностей жизни (указывает на необходимость привнесения духовности в осмысление так называемых трудностей жизни).
11.
Иса — в покое, в стабильности, в самодисциплине (в отдельных случаях).
12.
Йера — в достижениях, в реализации долгосрочных проектов.
13.
Эйваз — в безопасности и самообороне.
14.
Перт — в духовном целительстве и метафизическом видении.
15.
Альгиз — в принадлежности какой-либо религиозной конфессии.
16.
Соулу — в индивидуации и интеграции личности.
17.
Тайваз — в сражении (в активной борьбе за место под солнцем).
18.
Беркана — в материнстве, в заботе о чистоте и целостности домашнего очага.
19.
Эваз — в технологических инструментах и приспособлениях.
20.
Манназ — в общности с другими людьми; в осознании эволюционного предназначения человека (экзистенциальные потребности).
21.
Лагуз — в эмоциональной жизни, в контакте с собственным подсознанием.
22.
Ингуз — в продолжении рода.
23.
Отил — в родовой принадлежности (стремление приобщиться к авторитетной мудрой отцовской фигуре).
24.
Дагаз — в просветлении, духовной свободе.
25.
Вирд — в заполнении внутреннего вакуума; выход за пределы прогнозируемости событий.
Вышеперечисленные потребности наглядно демонстрируют возможность интерпретации рун с позиции психологии. Но при более детальном изучении психологии рун станет ясно, что каждая из перечисленных потребностей является лишь лепестком в целом веере потребностей, относящихся к каждому отдельному рунному архетипу.
То же можно сказать и о перечисленной ниже психопатологии рун.
Психопатология рун
Феу — восприятие жизни через призму материально-потребительских потребностей; материальная озабоченность как компенсация проблем личностного роста.
Уруз — сексуальные проблемы и проблемы взаимоотношения с собственным телом; необузданная внутренняя сила, ведущая войну с самим человеком.
Турисаз — психологический панцирь, мания величия, проблемы с начальством, боязнь ответственности.
Ансуз — проблемы выхода за пределы узких ментальных схем, лжесоветы, лжеучителя, патогенные мысленные установки.
Райдо — боязнь самоактивного движения по жизни; отсутствие пути как генеральной жизненной стратегии.
Кано — проблемы с профессиональной самореализацией, трудности в перепрофилировании, истощения творческого родинка, озабоченность поисками источников самовозбуждения.
Гебо — супружеские проблемы (специфику укажут сопутствующие руны).
Вуньо — тщеславие и бегство от проблем в различные увеселения.
Хагалаз — склонность к саморазрушению, психологические расстройства, конфликтность.
Наутиз — деструктивные комплексы, депрессия, неудовлетворенность приоритетных потребностей.
Иса — прострация, психологическая кома, инертность, замороженность эмоциональных проблем.
Йера — материалистический прагматизм и неумение извлекать психодуховный урожай из событий собственной жизни.
Эйваз — избыток психологических защит, тормозящих психотерапевтический прогресс.
Перт — психоз, деструктивные видения; обман и самообман, метафизические страхи.
Альгиз — проблемы ранимости, уязвимости и религиозных противоречий, трудности с принятием благодати и духовной помощи Свыше, фанатизм.
Соулу — невроз и болезни переизбытка энергии, связанные с проблемами отсутствия психодуховной реализации (на тебе пахать можно, а ты жалуешься на свои болячки
).
Тайваз — агрессия, сексуальная озабоченность.
Беркана — эдипов комплекс, проблемы семейного круга, психологическое засорение.
Эваз — чрезмерный технологизм, замена техникой необходимости собственного развития.
Манназ — дезинтеграция личности, проблемы коллектива, Тень.
Лагуз — эмоциональные проблемы, проблемы с женщинами, черная магия.
Ингуз — проблемы незавершенных дел.
Отил — отцовский комплекс, дурная наследственность, родовые проблемы.
Дагаз — деструктивный комплекс свободы, боязнь света и осознание собственных комплексов и вытесненных проблем.
Вирд — страх пустоты и неизвестности; фатализм.
Безусловно, в использовании Футарка как системы психодиагностики есть свое «но». А именно то, что в Футарке восемь рун являются одинаковыми как в прямом, так и в перевернутом положении. Это отличает их от Арканов Таро. Хотя, если же мы используем для тестирования карточные руны, то это «но» самоустраняется. Тем не менее, не всегда удобно пользоваться картами, тем более, что деревянные руны гораздо удобнее и мобильнее в обращении. Потому, используя деревянные руны, мы должны помнить, что руны символизируют собой психологические потребности личности, и неопределенность положения двойственных рун может оказаться весьма относительной. К тому же следует учесть, что к психологу обращаются люди, когда у них возникают определенные психологические затруднения. Поэтому, учитывая весьма положительные ассоциации руны Гебо, нужно отдавать себе отчет, что, по-видимому, у человека будут партнерские или супружеские проблемы, так как эта потребность не будет удовлетворена, согласно его внутреннему представлению о ее удовлетворении. Кроме этого, в раскладе есть сопутствующие руны, которые уже придадут свою тональность двойственной руне. В дополнение можно сказать, что всегда есть возможность по мере возникновения необходимости вытянуть поясняющий расклад к той или иной руне. Но, как правило, расклад и трех-пяти рун может быть достаточным и исчерпывающим. Это, с одной стороны, не даст превратить психологическую консультацию в гадательный сеанс, а, с другой, подскажет направление поиска. Использование рун в качестве психотеста вовсе не является полной заменой любому другому тесту, а также замещением поисковых и проблеморазрешающих способностей самого психолога.
Безусловно, выбор рун как альтернативной техники психологического тестирования дело сугубо индивидуальное. C какими мотивами может придти психолог к использованию рун в качестве психотеста? Во-первых, интерес к мантике вообще, а также интерес ко всем эзотерическими техникам психологической работы, а, во-вторых, потребность в получении дополнительной информации в приложение к опросникам или проекционным тестам.
При всех психодиагностических возможностях рун нужно помнить одну очень важную особенность. Руны в русле психологии могут быть более чем просто психологическим тестом. Они не только показывают, чем мучается или чем озадачен тот или иной человек. Руны также подсказывают оптимальный вариант психотерапевтической стратегии. Руны, вытянутые клиентом, как бы говорят о том, куда дух человека хочет идти и какие архетипы в нем самом желают получить развитие. Они как указательные столбы, помогающие путнику не потеряться в незнакомой местности. При этом они не являются проекционным тестом, так как человек выбирает «кота в мешке». Этот мантический тест обращен к наиболее активным на данным момент действующим силам бессознательного. Руны говорят о том, в каком направлении Высшее Я человека хочет развиваться, отображая самодовлеющие архетипы бессознательного.
Преимущество рун перед обычным тестом в том, что мы можем по-разному поворачивать угол вопроса. Более того, руны, имеющие известную связь с надсознательной мудростью, всегда будут отображать именно то, что нужно знать в первую очередь. Руны — это своего рода гуру, научившись понимать которого, мы приобретем неоценимый источник информации о приходящих людях на психологическую консультацию. Конечно, можно возразить, что далеко не сразу можно научиться понимать рунный язык. Естественно, также истинные духовные учителя в большинстве случаев говорят иносказательно и символически, предоставляя возможно ученику поупражнять ум, интуицию и способность к инсайту. Психологу же не приходится смущаться необходимостью интерпретаций, так как вся глубинная психология строится именно на необходимости толкования различных символов.
Следующим будет вопрос о методологии тестирования. Кто должен производить вытягивание рун: психолог или клиент? Предпочтительно, если все-таки вытягивать будет клиент, так как это будет более непосредственно и точно. При этом вовсе не обязательно тут же толковать клиенту расклад. В случае же если психолог захочет вытянуть руны сам, допустим, в момент получения заказа, то, соблюдая правило спокойствия и сосредоточение на вопросе, он может получить ответ от собственного бессознательного о необходимой стратегии психотерапии и проверить эту информацию непосредственно на встрече. Второй способ более подходящий для изучения психологии рун, хотя бы тем, что не нужно каждый раз объяснять клиенту, что это за деревяшки и что они значат. Есть еще одно замечание по поводу вытягивания тест-рун психологом. Дело в том, что, вытягивая руны сам, психолог может узнать, на какие собственные осознаваемые или нет проблемы он притягивает к себе своих клиентов. В любом случае, наиболее встречающаяся руна укажет на его собственный вытесненный невротический архетип.
В заключение несколько слов о валидности (способности теста реально показывать то, для чего он предназначен) рун в качестве психологического теста.
Если к проверке их валидности приступит исследователь с сильными архетипами Феу, Йера, Отил (руны, в современном обществе отвечающие за материалистические установки и восприятия), по всей вероятности, если только он не отвергнет руны как атавизм, валидность рун у него будет не такой сильной, как у человека с выраженными Ансуз, Перт, Лагуз и Дагаз.
Скорее всего, весь вопрос валидности рун как психотеста сводится к тому, интересны ли руны психологу вообще. Интересны ли ему эзотерические психотехнологии или он предпочитает пользоваться сертифицированными и официально признанными тестами. Если же руны психологу интересны, то в его случае они будут полностью валидны.
Алексей Ильин, 2003.