Равновесие тьмы
магия равновесия, темная и светлая магия, форум для практиков, обучение
Равновесие тьмы
магия равновесия, темная и светлая магия, форум для практиков, обучение
Равновесие тьмы
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.

Равновесие тьмы

магический форум практиков, магия равновесия
 
ФорумПорталПубликацииПоследние изображенияРегистрацияВход
Уважаемые пользователи, просьба поставить себе аватарки для удобства общения!

Поделиться
 

 Магическая вышивка на одежде

Предыдущая тема Следующая тема Перейти вниз 
АвторСообщение
Темный ангел

Темный ангел

Дата регистрации : 2015-01-29

Магическая вышивка на одежде  Empty
СообщениеТема: Магическая вышивка на одежде    Магическая вышивка на одежде  EmptyСр Мар 11, 2015 10:25 pm

Из многих источников нам известно, что различные узоры, наносимые нашими предками на одежду, украшения и предметы домашнего быта выполняли не только функцию украшений, но и служили оберегами от возможного и существующего зла и потустороннего мира. Но помимо этого узоры на одежде несли еще и информационное значение – поклонившись в пояс встречному, человек «считывал» образ о местности, откуда человек родом, о его предках, о профессии, о его семье, детях, уровне духовного развития и многом другом. И это не досужий вымысел – обратитесь к сказкам: поклонившись в пояс юноши, царевна сразу называет Ивана добрым молодцем («парнем в возрасте жениха из  рода с хорошим прошлым, «добрым именем»); а в былинах князь повстречав пахаря в поле сразу узнает в нем богатыря ( «владеющий богом», «богатством» - достигший душевно состояния бога) и др. но где же располагалась эта информация?
Давайте размышлять. Поиграем в слова. Даже забыв значение явления, народ сохранял его название достаточно долго, очень неохотно сменяя его на какое-либо новое, но не известное предкам слово, потому что так «предками нашими заведено было и не нам обычаев сих сторониться».
Нижняя рубаха и у мужчин, и у женщин называлась тельник, нательная и, если судить по тем из них, что дошли до нашего времени, то выполнялась она с минимальным количеством швов (иногда даже меньшим, чем верхняя, что само по себе странно, так как мастерицы ранее старались использовать все кусочки ткани так, чтобы каждый отрезок пошел в дело, а кроить ту рубаху, которая изнашивается быстрее всего из больших, нерезаных кусков – это, с точки зрения бытового прагматизма, не экономно, глупо). Но если посмотреть на название – тельник состоит из двух несущих смысл морфем  «–тель-» и  «–ник». Первая морфема указывает на значение «тело», а вторая называет носителя качества (аналог: работ-ник, началь-ник, монтаж-ник и др.). значит само слово имеет значение «носитель (хранитель) тела» или «заменитель тела».   Таким образом, можно предположить, что нижняя рубаха играла роль тели в этом мире (а поскольку одежда – принадлежность социума – то социального мира). Поскольку тело наше, при вхождении в мир, чисто, то и на нижней рубахе узоров вышивки быть не должно. Это подтверждается этнографическими сборами одежды: нижние рубахи даже 18-19вв. не орнаментированы, лишь иногда прошиты по швам красной ниткой, которую в деревнях Васюткино, Безымянка, Ярилина плешь, Березовка Самарской Ульяновской областей называют пуп, пуповинка. Кроме того, нижнюю рубаху часто в материалах сборов этнографии называют исподней – ис-под-ня-я. Здесь даже значение не завуалировано, не скрыто – «из под нее – я», душа.  
Следующая рубашка, надеваемая поверх исподней, часто и у мужчин, и у женщин называлась станом, но также могла называться и только центральная часть рубахи – однокорневые слова: стан (ткацкий станок), станок, становиться, статься, останавливаться, сто и др. Если  анализировать первичную корневую связь этого слова со словом-понятием «стан», то, в целом, в ткацком станке станом собственно называли  нижнюю его основу, которая, по отношению к верхней его части и к нитям, выполняет поддерживающую функцию. В системе мифологического воззрения наших предков все, что связано с поддержкой, низом, связывалось с предками, с миром прошлого. Таким образом, можно предположить, что на стане вышивалась информация, связанная с прошлым человека, о его роде. Но где располагалась эта информация? Поскольку ушедшие предки – это основа рода, его корни на Мировом древе – то, скорее всего внизу рубахи. Эту информацию нам подсказывает и название низа рубахи – подол, припол (под - ол ( ом ) находящееся, а Ол в «Всесветной грамоте» – это соединение духовного и земного наполнения, силы в человеке – силы богов и предков; даже в английском языке это слово значит «все»). Однокоренные  слова: подолье, подпол, подполье – то, что под полой – а что можно спрятать под полой? Явно что-то сокровенное. Вспоминаем, что у нас там, под – тело. Проверяем, анализируя этнографические находки. 
Основные фигуры вышивки, изображаемые на подоле рубах: 
1) знаки земли (предок нас всех) (не путать со знаками засеянного поля); 
2) мировые древа ( они же являются образами родовых древ семьи); 
3) женские маленькие фигурки – берегини (не превышают размерами растительные узоры); 
4) фигурки птиц (в славянской мифологии птица – вестник и вместилище души предка или потомка). 
5) Встречаются перевернутые изогнутые линии, располагающиеся под линией земной тверди – это или знаки корней (если линия имеет различные ответвления), или река Смородина, текущая не в мире Яви, а в мире Нави, отделяющая мир ушедшего, мир предков от мира живых.
Подсказку нам дает и слово становиться – становиться кем-то в этом мире можно только опираясь на что-то – на прошлое, на знания предков, на их силу. Значит, этот процесс становления должен быть показан на рубахе полностью. Смотрим дальше.
Чуть  выше уровня подола рубахи располагалась вышивка на запястьях рукавов. Надо учесть, что в некоторых губерниях запястье называлось заман ( однокор.сл.: заманивать, замануха) и ладонь с кистевой ее частью – лопоть, лапоть (од.кор.сл.: лапать - в значении хватать), ручица («обладающая качеством руч(ья), рук(и)»), хапуга(и), хирьга(и) (кирга).   Что же такого можем мы заманивать, хватать, хапать, подгребать к себе, как хиргой (кочергой)? Что ценного для нас настолько, чтобы это нашло свое отражение в вышивке на соответствующей части одежды? Наши руки участвуют в нашем процессе становления непосредственно – именно руками мы сначала ощупываем, охватываем познавая наш мир, через руко-делие  мы учимся создавать Мир-Вселенную. Это тот инструмент, с помощью которого мы уподобляемся впервые Богу, еще не овладев высшим умением творения через слово и мысль. Значит, рукава одежды было важно защитить не только потому, что это отверстия в целостности одежды, откуда могла уйти сила или войти что-то ненужное, чужеродное, но и потому что руки – это то, с помощью чего мы ладим, творим, варганим наш Мир. Кроме того, руки являются инструментами в нашей профессии. А во времена наших предков ручной труд имел еще большее значение, чем сейчас. Таким образом, мы можем предположить, что именно качества человека как творца, мастера, профессионала какого-либо дела отражались в вышивке на рукавах.
И действительно, в этнографических сборах русских костюмов на рукавах мужских рубах мы можем увидеть: 
1) знаки растительности, всходов (пахарь, крестьянин?); 
2)  ячеистые узоры (соты) (пчеловод?); 
3) волнистые линии (вода?) (рыбак?);
4) узоры, соотносимые с богом Ярилой  - стрелы, яровы уды (одежда парней, юношей);
5) фигуры хищных зверей и зверо-птиц (охотники?). 
Женские рубахи орнаментированы на запястьях следующими типами узоров: 
1)    знаки засеянного поля;
2)    растительный орнамент;
3)    волнистые линии;
4)    знаки семени и зародыши;
5)    рогатые узоры
На женских рубахах узоры на запястье могли означать и профессию мужа, и какое-либо собственное особенное умение женщины. Но женские рубахи вышивались не только на запястьях, но и на верхней части рукава, которая называлась полик. Давайте обратимся к самому слову: корень слова имеет следующие родственно-корневые связи: полик – поле – пол – пол(половина); а суффикс –ик- имеет уменьшительно-ласкательное значение ( как в словах ключ-ик, зонт-ик, кот-ик и т.п. ). Мы получаем два возможных значения слова полик – «маленькое поле» и «маленькая половина» - половина уже не является целым, поэтому она не может сама быть маленькой, иначе получается несуразица (вроде «масло масляное») – остается второе значение – «маленькое поле». В мифологии и  русских сказках  очень часто встречается образ «Бранного поля» - места битвы добра и зла, правды и кривды, войска королевичей и Марьи Моревны (Смерти). Женщина не являлась профессиональным воином (во всяком случае, такое встречалось достаточно редко), но она – хранительница домашнего очага, берегиня рода своего (до замужества) и рода мужа (после) – своей семьи. Поэтому и бились всегда мужи сильные и мудрые за женщин и берегли их. Но и женщина билась за здоровье и счастье своей семьи ежедневно, а в случае большой беды – и на полях сражений защищала свой дом, когда больше некому было защищать, поэтому и было только у нее «поле бранное» на одежде, где спрашивала она помощи у богов-покровителей рода своего и мужнего. 
И действительно, на поликах женских рубах мы встречаем следующие узоры вышивок:
1) фигуры богов и богинь, с воздетыми кверху руками (обращение к Солнцу и Небу);
2) фигуры богов и богинь, с опущенными книзу руками (обращение к Земле);
3) растительные орнаменты с большим количеством сказочных цветов и деревьев;
4) гигантские птицы (образы Гамаюн, Алконест, Феникс, птицы Матерь-Сва ?), часто с восседающими на них фигурками людей и богов (подобные сюжеты часто встречаются в волшебных сказках);
5) люди-кони, люди-птицы;
6) звезды (как фон для других мотивов, что явно указывает на изображение не земного, а горнего, небесного мира; или самостоятельно);
7) изображение Солнца и Луны (самостоятельно или в композиции с другими элементами).
Следующим, где делалась вышивка, был ворот, воротеца, горло. Корневые связи слова: ворот – ворота – врата – врать (говорить): в-(указатель направленности процесса внутрь) - ра-(солнце)-ть(указатель процесса, формы глагола как части речи) – «место где внутрь солнце движется». Горло – гор – ло (ол обратное) - г(в)ор – говорить истину. Таким образом, ворот – место, где солнечная, божественная сила входит в нас, тело и душу(душа опять же внутри тела) и где мы через горло можем говорить словом истину и таким образом творить Мир (творение материального мира – руки, а Боги творят уже Словом). Поэтому и делался изначально на рубахах от ворота разрез вниз – как символ дороги, по которой входит в нас сила солнечная и по которой мы поднимаемся от человека до Бога. Да и  макушка центрального Мирового Родового Древа (всегда большего по размерам, в сравнении с остальными), вышитого на подоле, была точно устремлена на этот разрез – вот она дорога силы солнечной, путь Ивана в сказке – от предков, через обретение своего дела, профессии, через труд руками – к собственной душе, к Богу в самом себе.
    На разрезе, идущем от ворота мы встречаем следующие узоры:
1)    тропки-дорожки (различные комбинации прерывистых и сплошных линий);
2)    извилистые, ломанные линии, окаймляющие разрез (символ той же дороги, ее трудности);
3)    вплетенные в линии знаки старших богов(покровительство?);
4)    свастичные и солярные символы;
5)    звездно-цветочные знаки (символы цветущей, сияющей – чистой души?);
6)    дерево, без цветов и листьев, идущее от центра разреза и направленное маковкой вниз, стремясь к находящемуся точно под ним центральному Древу на подоле. Этот элемент часто заменяет нашитый или вышитый равнобедренный треугольник, которым заканчивается разрез и который также ориентирован вершиной вниз.
На вороте, воротнике-стойке мы часто встречаем те же  узоры, которые окаймляют разрез, за исключением последнего элемента: треугольник или мотив дерева, завершающий разрез – элемент, присутствующий только на разрезе. 
    Но кроме этого, встречаются в этнографических сборах и рубахи, у которых от ворота или воротника узор переходит на плечи. Случайно это или нет, но все рубахи с плечевым узором сшивные по плечам, т.е. имеют плечевой шов. В основном это мужские рубахи. Поскольку мы знаем, что любой разрез на ткани, любой шов воспринимался нашими предками как возможная «прореха» в защите от всевозможного зла, то подобная орнаментация плеч не случайна. Это подтверждает и то, что знать и князья, а в более поздний период христианские священники носили плечевое украшение, называемое оплечье (оплетье, оплотье), имеющее круглую форму (или застегивающееся вкруг на спине), украшенную драгоценными камнями и жемчугом. На рубахах простых людей на плечах располагалось всего несколько типов узоров: 1) фигуры птиц и людей-птиц; 2) фигуры крылатых зверей; 3) большие изображения солнца. Слово оплечье этимологически связано со словом оплот, которое начало встречаться в языке наших предков в период гонений и воин за веру (словосочетание «оплот веры» в значении «непоколебимая основа веры, основа основ») и означало оно «основа, вера без доказательств). Из этого всего можно сделать вывод, что на плечах вышивка появилась во времена гонения на веру, встречалась только на рубахах с плечевыми швами и изображался там символ Вышнего Бога. Надо отметить и то, что порядок расположения камней на оплечьях князей не был случаен, на самых древних легко можно увидеть строение нашей Вселенной и систему расположения планет в ней.  
Таким образом, на рубахе расположение вышивки не случайно: по подолу располагалась информация о роде человека, его предках, его семье; на рукавах – о его профессии, возрасте; у женщин еще и какие Боги берегут ее и ее род; на вороте и  разрезе от него идущем вниз – путь, которым человек идет в познании себя и Бога в себе; на плечах – образ его Бога, к которому он стремится. Вспомним слово стан, которым называлось центральное полотнище рубахи, на котором располагались подол, ворот, разрез на нем и плечи – и вот вам слово становиться – весь процесс которого и изображался на стане. А руки – это то, чем и через что он прокладывает себе этот путь к собственной душе, к Богу.
Творя рубашку себе, своему будущему жениху или мужу, детям женщина вкладывала туда не просто свою душу и любовь, она становилась подобной Великим Богиням – Макоши, Ладе и Маре – вкладывая в вышивку рубашки образы прошлого, настоящего и закладывала будущее, вкладывала пожелания, таким образом, направляя духовный путь развития человека, которому предназначалась это изделие, а иной раз и полностью меняя его жизненный путь. В этот момент ей было подвластно все, даже время и судьба человека. Поэтому и не садились вышивать в раздражении и грусти одежду. От женщины, создаваемой ей вышивки зависела судьба человека.
Важным элементом одежды был головной убор. Для девушек это расшитая золотом, жемчугом, речным камнем  красная повязка, оставляющая открытым затылок – краса – на ней изображались символы, способствующие росту девушки духовному и физическому, которая, к тому же, своим цветом призывала крови – символ девичества, готовность стать Вестой, призыв силы рода. Ее одевали на гулянья, праздники. В обычной жизни девушки, дети, мужчины носили очелья – сотканные на вертышках или бердо полоски тесьмы – постоянное напоминание о том, что у человека есть чело – разум (своего рода шпаргалка по принципу «дело не шей, а дело разумей» - не спонтанно, бездумно делай, а в разуме, осознанно).
Вернуться к началу Перейти вниз
 

Магическая вышивка на одежде

Предыдущая тема Следующая тема Вернуться к началу 
Страница 1 из 1

 Похожие темы

-
» Славянская вышивка. Симолика вышивок-оберегов
» Современная магия
»  Магическая предзащита
» Магическая диета
» Магическая привязка

Права доступа к этому форуму:Вы не можете отвечать на сообщения
Равновесие тьмы :: ПРАКТИЧЕСКАЯ МАГИЯ :: Деревенская магия :: Магия деревенского быта-