Теория и практика шаманизмаСреди тех представителей индейских общин напо-кичуа, которые призваны следить за состоянием здоровья их членов, помимо курандерос – лекарей, существуют йячах – знахари. Они представляют собой группу людей, знакомых с различными формами борьбы против заболеваний, носящих сверхъестественный характер. Эти заболевания, в силу своего происхождения, привносят дисбаланс, как в межличностные отношения, так и представляют угрозу для успешного существования всей общины. Поэтому роль йячах не сводится лишь к сохранению здоровья каждого из членов общины. Она возлагает на него обязанность поддержания ее единства и сплоченности перед лицом разного рода угроз.
Приемы, которыми обладают йячах, относятся не только к сфере лечения при помощи лекарственных растений, но представляют собой цельную концепцию, которая базируется на правилах поведения, мироощущении, идеологии и мифологии. Знахари непосредственно вовлечены в повседневную жизнь общины и являются главными действующими лицами в конфликтах, в которых вред участникам наносится за счет использования так называемых чунда паля, или вирути (магические стрелы, прим. переводчика). Отсюда становится понятным, что йячах, в отличие от курандерос, в своих практиках в большей степени обращаются не к природным и растительным ресурсам, а к использованию сверхъестественных сил.
Именно поэтому йячах является посредником между природной средой и человеческим обществом. Ведь он обладает знаниями как о связях в природе, так и о межличностных связях внутри собственной группы. С другой стороны, йячах выступает в качестве посредника между миром природы-человека и миром потусторонним, так как в своей целительской практике обращается за помощью к магическим и мифическим созданиям и сущностям. Последнее происходи за счет употребления галлюциногенов, погружающих знахаря в состояние транса. В это время он разговаривает с духами, объясняющими ему причину болезни и способы ее лечения.
Ну и, наконец, в сферу влияния йячах попадают не только представители собственной этнической группы, но и соседних, а также члены национального общества, метисы. Поэтому в дополнение ко всему йячах превращается еще и в посредника между родной общиной и внешним миром.
В обществе индейцев напо-кичуа йячах может быть любой мужчина, склонный к этой роли и прошедший испытания своим будущим наставником, уже утвердившимся как йячах. Обучение обыкновенно продолжается несколько месяцев, от четырех до девяти. Однако иногда этот срок продлевается до двух или трех лет. Во время обучения неофит получает инструкции от своего наставника, который взимает плату за обучение, а также получает за счет ученика различные необходимые для жизни средства и вещи, как то: самогон, табак, мачете, патроны и т.п.
Местом обучения может служить или дом йячах, или же любое другое место, достаточно удаленное от обжитых районов. Там, в сельве, ученик обучается распознавать и собирать разнообразные растения, которые в дальнейшем будет использовать как составляющие в своей лечебной практике.
С началом обучения неофит в первую очередь подвергается продолжительной голодовке, длящейся от двух до трех месяцев, и половому воздержанию. Единственное, чем ему дозволяется питаться, так это платано без соли, перца-ахи или любых других приправ и чичей из юки. Считается, что это позволяет с большей легкостью научиться различать видения, приходящие во время приема галлюциногенов.
В течение всего периода ученичества неофит регулярно вдыхает через нос табачный настой, который – как считается – помогает очистить организм, а затем привыкает к употреблению концентрированного отвара из айягуаски. С ее помощью будущий знахарь закаляет себя, чтобы получить доступ в мир потусторонних сил. В это же время учитель рассказывает ученику многочисленные мифы, характерные для напо-кичуа, а также посвящает его в жизнь животными, растений и других обитателей сельвы, предупреждает об опасностях, посвящает в тонкости отношений, царящих внутри общины. Он говорит о болезнях и способах их лечения, а также обо всем, что должен знать человек, считающий себя напо-кичуа.
Со временем ученик научается интерпретировать образы, вызванные употреблением айягуаски, и разговаривать с такими сущностями как Амасанга, Нунгуи, Индангу, Ингару, Якумама и другими, способными выступать в качестве духов-помощников или «охранников» йячах в процессе диагностики того или иного заболевания.
По окончании обучения, молодой йячах проводит свое первое исцеление вместе с учителем. В дальнейшем он будет делать это без какого-либо вмешательства со стороны последнего.
Тренинг, который проходит каждый будущий йячах, укрепляет не только его тело, но и психику. Он позволяет укрепить айя (душа, прим. переводчика) неофита и, таким образом, сделать его менее восприимчивым к отрицательному воздействию чунда паля, посылаемых противниками, или тем вирути, которые йячах должен извлечь из тела пострадавшего человека.
В период становления неофит учится готовить не только препараты из различных лекарственных растений, но также из особой травы, называемой пума йюйю. Это растение, согласно распространенному среди напо-кичуа верованию, укрепляет айя, и после смерти йячах позволяет ей превратиться в ягуара (пуму).
По словам информантов, хороший йячах, вернее – его айя, может трансформироваться в целых пять разновидностей пум: пука пуму (красную пуму), яна пуму (черную пуму), альгудун пуму (белую пуму), сьелю пуму и сича пуму. В связи с этим интересно отметить, что в мифологии напо-кичуа ягуар ассоциируется с одним из духов-помощников йячах – с Амасанга. Ведь именно его основной персонификацией и выступает ягуар.
Источник:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]Из книги Дженни Иглесиас «Сача Хамби. Использование растений в традиционной медицине индейцев напо-кичуа».
Сокращенный перевод с испанского: Андрей Шляхтинский