| Имена Аяуаски
yagé; bejuco bravo; bejuco de oro; caapi (Tupi, Brazil); mado, mado bidada and rami-wetsem (Culina); nucnu huasca and shimbaya huasca (Quechua); kamalampi (Piro); punga huasca; rambi and shuri (Sharanahua); ayahuasca amarillo; ayawasca; nishi and oni (Shipibo); ayahuasca; ayahuasca negro; ayahuasca blanco; ayahuasca trueno, cielo ayahuasca; népe; xono; datém; kamarampi; Pindé (Cayapa); natema (Jivaro); iona; mii; nixi; pae; ka-hee' (Makuna); mi-hi (Kubeo); kuma-basere; wai-bu-ku-kihoa-ma; wenan-duri-guda-hubea-ma; yaiya-suava-kahi-ma; wai-buhua-guda-hebea-ma; myoki-buku-guda-hubea-ma (Barasana); ka-hee-riama; mene'-kají-ma; yaiya-suána-kahi-ma; kahí-vaibucuru-rijoma; kaju'uri-kahi-ma; mene'-kají-ma; kahí-somoma' (Tukano); tsiputsueni, tsipu-wetseni; tsipu-makuni; rami-wetsem (Kulina); amarrón huasca, inde huasca (Ingano); oó-fa; yajé (Kofan); bi'-ã-yahé; sia-sewi-yahe; sese-yahé; weki-yajé; yai-yajé; nea-yajé; horo-yajé; sise-yajé (Shushufindi Siona); shimbaya huasca (Ketchwa); shillinto (Peru); nepi (Colorado); wai-yajé; yajé-oco; beji-yajé; so'-om-wa-wai-yajé; kwi-ku-yajé; aso-yajé; wati-yajé; kido-yajé; weko-yajé; weki-yajé; usebo-yajé; yai-yajé; ga-tokama-yai-yajé; zi-simi-yajé; hamo-weko-yajé (Siona of the Putomayo); shuri-fisopa; shuri-oshinipa; shuri-oshpa (Sharananahua).*
*from Schultes and Raffauf, The Healing Forest
Имя «Ayahuasca» происходит от слов языка индейцев племени кечуа: «aya», означает «душу» или «дух», «huasca» — «вьющийся стебель, лоза, плеть». Название Аяуаска (Ayahuasca) относится к лекарственному и волшебному напитку, включающему две или больше разновидностей растений, способному порождать глубокие умственные, физические и духовные переживания, когда эти растения, сваренные вместе, употребляются в шаманской церемонии. Одна из обязательных составляющих напитка — гигантская древесная лоза лианы, называемая Аяуаской (Аяхуаска — неправильная транскрипция испанского "Ayahuasca"), латинское название которой Banisteriopsis caapi (или другие разновидности). Другие растения (или растение), смешиваемые с аяуаской (ayahuasca) содержат алкалоиды триптамина, чаще всего диметилтриптамин dimethyltryptamine (DMT). Обычно используются листья дерева Чакруна (chacruna) — Psychotria viridis и других разновидностей, и oco yagé; также известный как chalipanga, chagraponga, и huambisa (Diplopterys cabrerana). Ayahuasca vine (Banisteriopsis caapi) — отвар из смеси Аяуаски и Чакруны (или другого растения) используется на особой шаманской церемонии — церемонии Аяуаски. Стебель лианы разрубают, снимают кору и толкут. Получаются расплющенныеотрезки длинной около десяти сантиметров (так, чтобы они могли поместиться в котел). Нарезанные и растолченные стебли укладываются на дно котла, сверху засыпаются листья чакруны, следующий слой — снова аяваска и поверх — опять чакруна. После многочасовой варки в воде, концентрат процеживается. Этот отвар и есть — Аяуаска — Лоза Души (Vine of the Soul). Еще один обязательный атрибут церемонии — местный табак мапачо. Мапачо — ритуальный табак, используемый шаманами во время церемонии Аяуаски Во время церемонии Аяваски эфирные мелодии (icaros и mariris) шаманов-курандерос открывают акустические окна в Мир Духа вокруг нас, и всех участников наполняют потоки исцеляющей энергии и мудрости многих поколений племени аяваскеро (шамана, который ведет церемонию). Амринго считает, что лиана Аяуаска — женский дух, который, сочетаясь с Чакруной — мужским духом, дарит участникам церемонии мудрые исцеляющие видения, открывает духовные глаза. Однако все эти обозначения вроде «женского» и «мужского» растения весьма условны. В разных племенах у разных шаманов существовали свои версии и свои мифы, связанные с Аяуаской. В отдельности Аяуаска открывает черно-белые видения, формы без цвета, а листья дерева Чакруна дают видениям цвет. Отрывок из книги Павла Берснева "Курандерос - целители Южной Америки" |
|