Как известно, северный буддизм "при распространении в Центральной Азии воспринимал и впоследствии трансформировал древние религии, культы и обряды, расширяя свой пантеон за счет ламаизированных местных духов и божеств". Военное божество так же не было исключением. В нем воплотились черты Дайчин-тэнгри, покровителя воинов, почитаемого еще шаманистами. Его имя носит гора, обожествляемая бурятами. Она почти всегда окутана облаками, и случается, что даже в ясную погоду там гремит гром. Г.Н. Потанин на основе многочисленных подобных примеров выводит культ Громовика, уходящий своими корнями в дошаманский период. Как бы живым воплощением Громовика был "сам камлающий шаман с его жезлом и жгутами-змеями на костюме , вызывающими дождь". Этот шаманский культ составной частью вошел в культ Чжамсарана, атрибутом которого было копье. Существо же на бронзовой накладке, по всей видимости, дух войны, не ставший еще ламаистским божеством, и поэтому имеющим змей - элементы Дайчин-тэнгри.
Источник: Ученые записки Благовещенского государственного педагогического университета. Гуманитарные науки / Благовещенский государственный педагогический университет; Отв. ред. Н. А. Шахова. - Благовещенск, 1999.
Д.П. Болотин
Религиозные воззрения этносов Верхнего Приамурья в XIV-XVII веках (по археологическим источникам)