Темный ангел
Дата регистрации : 2015-01-29
| Тема: Эжин тайги Баян – Хангай Вт Июн 09, 2015 2:05 am | |
| [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
В шаманском мировоззрении каждый объект природы обожествлен, одухотворен, одушевлен и оживлен. Эжины – покровители, духи. В бурятском шаманизме вся окружающая его природа олицетворена, имеет своего покровителя, духа. Есть эжины как бытия природы, так и бытия вещей, процессов, состояний природы (эжины тайги, вод, гор и других местностей, духи – хозяева всех местных рек, озер, возвышенностей, рощ, аршанов – целебных источников и эжины небесных тел. Так чтобы не прогневить хозяина тайги Баян Хангая, надлежало соблюдать чистоту, тишину в тайге, особенно на привале, запрещалось лить воду на тропы, валить деревья возле привала; если по какой – то причине вдруг загорелся шалаш, обитатели его немедленно снимались с места, уходили с привала, считая, что это гневается хозяин тайги. В старину запрещались рубить деревья без особой надобности. Даже на зиму дрова не заготавливали, т.е деревья специально для этого не валили, а использовали для топки обычно сухостой и валежник. Особо строгими были запреты по отношению к мунхэ модон – «вечным деревьям» - кедру, ели. Считалось, что рубить эти деревья сверх меры – значит укорачивать и свою жизнь, и жизнь своих потомков, «болезнь или смерть человека стали объяснять тем, что он срубил дерево «имеющее хозяина», которое нельзя было трогать», если по пути к месту погребения умершего надо было переходить через речку, ручей, то в воду бросали монеты, золотые, серебряные. По одной версии, таким образом, как бы «протягивали» мост для переправы, согласно другой – монеты бросали, чтобы «не осквернить воду». Вода считалось чистым существом.
Баян – Хангай («баян» - богатый, «хангай» - обширный, могущественный, великий)
Земля по представлению бурятских шаманов имеет своего эжина богиню Этуген (у аларских бурят), Ульген – эхэ (у булагатских и эхиритских бурят), Дабан Сагаан нойон с женой Сагаан хатан (у балаганских бурят).
Литература: Галданова Г.Р. Доламаистские верования бурят. Новосибирск: Наука, 1987,с. 28-33 |
|