Легенды о животных и растениях.
Волки
Волки буряты называют тэнгэрин нохо - «небесными собаками» Когда волки воют, это значит, что у неба просят пищи, и тогда небо (тэнгир) указывает им, у кого что съесть.
Записано М.Н. Хангаловым у бурят Балаганского ведомства
Напечатано в сб. «Бурятские сказки…», Записки ВСОРГО по этнографии, т.1, вып. 1, Ирк., 1889, стр. 120 (№27)
Крылатый конь
(Дальта морин)
По словам унгинских бурят, в прежнее время были крылатые кони; они имели крылья, невидимые для человека; они видны были только в то время, когда конь спал; тогда эти крылья растопыривались, как будто конь хотел лететь; только в это время и мог их видеть человек. Когда человек видел крылья, конь пропадал. Крылатый конь на бегу был очень быстрый и мог далеко бежать.
Напечатано в «Балаганском сборнике», стр.204.
Заяц
Заяц прежде был совсем черным, но с каждым годом у него белело по одному волосу, так что теперь черные волосы у него остались только на конце ушей. Когда заяц совсем будет белый, тогда наступит «галаб», окончание мира: все сгорит. Тогда по земле будут бегать огненные козули (галта гуроhoн), у которых из-под копыт будет сыпаться огонь.
Записано у балаганских бурят М.Н. Хангаловым.
Напечатано в сб. «Сказания бурят…», стр 78.
Поверья о деревьях
Некоторые деревья имеют своих эжинов. Эти эжины находятся в них. Буряты сильно избегают тех деревьев, в которых предполагают существование эжинов; в которых предполагают существование эжинов; такие деревья они называют «эжитэ модон». Их узнают по сердцевине, которая у них бывает красная, и по сучьям. Если кто-нибудь по незнанию вырубит эжитэ модон и употребит его в постройку, то эжин дерева будет сильно вредить домохозяину. Этот дом постоянно трещит и по ночам кто-то ходит по нему и т.д.
Изредка бывает дерево, имеющее огонь. Такое дерево называется «галта модон». Если галта модон попадает в постройку, тот этот дом будет теплый; но в то же время это и опасно – может случиться пожар. Иногда, когда галта-модон тешут топором, из него брызжут огненные искры.
Леса имеют своего эжина, который в них находиться. Один человек из охотников во время войны заблудился в лесу, долго блуждал в нем и, наконец, умер от голода. Этот-то охотник и сделался эжином лесов. Эжин лесов заставляет людей блуждать по лесу, заводя их далее.
Записано у балаганских бурят М.Н. Хангаловым
напечатано в сб. «Сказания бурят…», стр. 83-84.
Дерево с огнем и холодное дерево
Есть дерево с огнем (галта модон); если это дерево попадет в постройку, то дом будет очень теплый. Если дерево холодное (хутун модон); если это дерево попадет в постройку, дом будет холодный - как ни топи, все будет холодно.
Напечатано в «Балаганском сборнике», стр.217.
Собака
1. Если у собаки конец носа красный, это худо для скота; буряты избегают иметь такую собаку, считают иметь ее за грех; у кого есть такая собака, скот будет пропадать или не будет плодиться.
2. Буряты считают за большой грех держать собаку с стоящими, как у волка, ушами (по-бурятски хуба шихэтэ). Кто будет держать такую собаку, у того постоянно кто-нибудь в семье будет болеть и даже умереть.
3. Собаку, которая лежит поперек двери, считают хорошею, потому что через нее не может войти в дом нечистый или злой дух. Собаку, которая лежит на спине вверх брюхом, тоже считают хорошею, потому что она во время сна просит у Бурхана (бог) счастья для своих хозяев.
4. Если собака вбежит в дом или в юрту и помочиться, это считается хорошею приметою: в семье родиться сын или будет прибыль. Если собака помочиться на дверь внутрь дома или юрты, это хорошо; но если она помочиться изнутри дома или юрты на улицу – это нехорошо, будет убыль. Если собака помочиться на сидящего или стоящего человека, для него будет очень хорошо; у того человека родиться сын.
5. Собаку, выгоняя на улицу, у дверей бить грех; бить веником тоже грех; выгоняя из юрты, прижать собаку дверью – грех.
6. Боханские буряты верят, что совсем черная собака с черным нёбом во рту не впускает в дом хозяина нечистого или злого духа; он боится собаки.
7. По поверью молькинских бурят, есть так называемые шаман-собаки (по-бурятски бо-нохо), которые все знают о своих хозяевах, и что случиться с ним в будущем, как шаман знает о людях. Если к дому хозяина приходят злые люди, то шаман-собака лает и не пускает их. Есть также ворожея-собака (по-бурятски узэлтэ нохо); такая собака также знает будущее своих хозяев как ворожея знает о людях. Ворожея-собака также лает на злых духов и не пускает их в дом; она знает о приезде гостей и лает в ту сторону откуда они едут. Есть собаки, которые видят злых духов и лаем не пускают их в дом; другие собаки вовсе не видят духов. Есть худые собаки, которые постоянным лаем приглашают злых духов; особенно та собака худая, которая постоянным лает и воет по-волчьи, смотря на северо-восток; она призывает оттуда злых духов; буряты убивают таких собак; если же убить считают грехом, то отдают русским или нанимают кого-нибудь убить. Вообще, убить собаку – большой грех; кто убьет собаку, тот при совершении религиозных обрядов не должен держать сасали, т.е он считается нечистым.
Напечатано в «Балаганском сборнике», стр.225.
Человек-рыба
(хун-загахан)
В море (газада дала) есть человек-рыба, у которой передняя половина тела рыбья, задняя половина человечья. Эту рыбу называют хун-загахан (человек-рыба). Увидев человека, эта рыба высовывает из воды голову и кричит по-человечески, а потом уходит в воду.
Напечатано в «Балаганском сборнике», стр.215.
Рыба
Когда много ловят рыбы, тогда скот пропадет часто.
Напечатано в «Балаганском сборнике», стр.215.
Хангалов М.Н
Собрание сочинений в 3т. Т. III. /Под ред. Г.Н. Румянцева – Улан-Удэ: Изд-во ОАО «Республиканская типография», - 2004. 312 с .: ил.
ISBN № 5-7411-01-03-8