Темный ангел
Дата регистрации : 2015-01-29
| Тема: Шаманские бубны тофалар Вт Июн 09, 2015 2:57 am | |
| Шаманские бубны тофалар
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Тофалары
Тофаларский бубен (тюнгюр) был круглой формы, большого размера (до 60 см в диаметре), имел широкую обечайку, (до 25 см),сделанную из лиственницы. Это были самые глубокие бубны в Сибири. На наружной стороне обечайки имелся ряд довольно высоких бугорков, на внутренней – одна или две железные скобки с подвесками. Обечайку обтягивали кожей марала, прикрепляли ее к самому краю редкими стежками. Шкуру хорошо выделывали и продымливали.
Рукоять (тута) представляла собой деревянную пластину с прорезями, украшенную орнаментом. Рукоять пересекали (вверху и внизу) две деревянные полудуги; в верхней ее части привязывались два длинных ремня. Рисунков на бубнах не делали.
Колотушку (уорба) делали из рога лося. Одну сторону ее обтягивали камусом дикого марала или горного козла, на другой – укрепляли железную пластину с кольцами.
Бубен по воззрениям тофаларов, представлялся маралом – самцом, ездовым животным, на котором шаман «ездил» в «верхний мир»: верхняя полудуга считалась ремнем, идущим от седла к шее животного; нижняя – ремнем, идущим от седла под хвост; ремни на рукояти – поводьями; колотушка – плетью, который шаман подгонял ездовое животное.
Бубен хранился в специальном чехле – тюнгюр каба
Якутский шаманский бубен
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Якутский шаманский бубен
Якутский бубен (тюнгюр – дюнгюр) имел яйцевидную или овальную форму, средние размеры (до 60 см в продольном диаметре). Обечайку (шириной от 10 см и выше) делали из лиственничной доски. На ее внешней стороне имелся ряд резонаторов (бугорков), обычно семь или девять, если они были одинаковой величины. Но часто их ставили чередуя большие и маленькие, тогда их число достигало двенадцати и более. Основой этих бугорков являлись деревянные столбики различной формы, очень детально разработанные. В этом якутские бубны были сходны с эвенкийскими. На резонаторные столбики натягивали жильные нити. В обечайке вырезали резонаторные щели, посредством которых полости резонаторов сообщались с полостью бубна. Внутренняя сторона обечайки имела большую нагрузку: несколько фигурных или простых железных скобок с железными подвесками (изображения птиц, рыб, животных). Обечайку обтягивали коровьей (теленка, двухгодовалого бычка) или козлиной кожей. Шкуру выделывали, мочили и пришивали к обечайке близко от края. Высыхая, кожа плотно натягивалась на обечайку. Иногда оставляли свободную кромку различной ширины, которая, так же как и на алтайских бубнах, собиралась на жильную нить.
Внутри бубна на четырех ремнях прикрепляли по диаметрам бубна железную или деревянную крестовину (быарык). Она обычно была орнаментирована резьбой. На некоторых бубнах в верхней части крестовины укрепляли дугообразный железный стержень с подвесками. Такие бубны напоминают шорские бубны с изогнутым железным стержнем (кириш). Иногда железный стрежень заменяли поперечиной из ремней. Верхний конец крестовины в некоторых бубнах оформлялся в видеголовы птицы.
На бубнах из района рр. Хатанга и Анабара крестовина подобно эвенкийским бубнам окаймлялась железным плоским кольцом. По словам В.Ф. Трощанского, окаймленная крестовина была на бубнах «светлых» шаманов, «черные» шаманы имели крестовину без кольца.
На внутренней поверхности хатангско – анабарских бубнов имелись рисунки с изображением крестовины и оленей. Эти рисунки однотипны с рисунками на долганских бубнах. Как правило на якутских бубнах рисунков не было.
Колотушку (булайях – былайях) делали из сердцевины лиственницы, из рога лося или оленя. Она представляла собой изогнутую лопаточку. Обшивали ее с одной стороны шкурой олененка, двухгодовалого оленя или камусом оленя. На другую (вогнутую) сторону прикрепляли несколько колечек. На ручке иногда изображали головы волка или медведя.
Бубен в целом осознавался как шаманский конь. В шаманских песнях при обряде оживления бубна пелось: «Круглый бубен превращаю, делаю конем могучим, превращаю, сотворяю лошадь быструю из бубна». Однако название выступов бубна (муостар – «рога»), изображение оленей на обтяжке бубна свидетельствует о том, что прежде бубен осознавался как почитаемый олень. Кроме того, бубен считался защитой – панцирем – шамана. Колотушка осознавалась соответственно значению бубна или как плеть-погонялка, или как оружие шамана.
Для хранения бубнов якуты имели специальные мешки (дунгур каата) |
|