Любой православный храм трудно себе представить без горящих свечей. И к этому мы все настолько привыкли, что практически не задумываемся, что символизирует собой горящая свеча.
Символика свечи многообразна. Она вносит в храм дары природы. Это и пчела, которая собирает пыльцу с цветов, превращая ее в душистый мед, из которого рождается не менее душистый воск, а из воска уже выливаются свечи. Вот почему можно сказать, что через свечу в храм вносится свет солнца, на котором расцветает цветок, дыхание земли, которое питает цветок и трудолюбие пчелы. Свеча вносит в храм и труд человека, руками которого пыльца, мед, воск превращаются в свечу. В древности для изготовления свечей использовался исключительно воск. И не случайно! Именно это вещество чрезвычайно богато тонкими символическими оттенками.
Вот как его описывает известный церковный писатель 15-го века блаженный Симеон Солунский:
Воск как вещество самое чистое означает нашу чистоту и искренность жертвы.
Воск как вещество, на котором можно отпечатлевать предметы, означает печать или знамение Креста, которое возлагается на нас в крещении и миропомазании.
Воск как вещество мягкое и гибкое означает наше послушание и готовность каяться в своей греховной жизни.
Воск, собираемый с благоуханных цветов, означает благодать Святого Духа.
Воск, составленный из множества цветов, означает жертву, которую христиане приносят Богу.
Воск как вещество сжигаемое, означает наше обожжение ибо Бог как бы очищает наше естество божественным огнем.
И, наконец, воск, в котором сочетается огонь и свет, означает соединение и крепость взаимной любви и мира среди христиан.
В церковной истории употребление воска и свечей началось очень рано. Об этом сохранилось много свидетельств.
Блаженный Иероним говорит о возжигании свечей в храме как о благочестивом обычае, широко известном в четвертом веке.
В шестом веке о свечах упоминалось даже в государственных законах. В кодексе императора Юстиниана было указание, по которому никто не мог приступить к постройке монастыря или церкви до тех пор, пока не доказывал, что он в состоянии выделить достаточно денег на воск, свечи, масло, богослужение, на сохранение храма, на пищу и одеяние его служителей.
Седьмой же вселенский собор (787г.) прямо определяет почитать крест и иконы лобзанием, поклонением, курением ладана и возжением свечей и ссылается на древность этого обычая.
В народном благочестии воск от церковной свечи считался даже врачебным средством для лечения людей и домашних животных.
Как мы видим, у маленькой свечи много значений. Есть в ней и символика света, связанная с молитвой.
Когда мы зажигаем свечу перед иконой, то хорошо помолиться Богу, чтобы Он просветил нас Своим законом, смягчил и согрел наши сердца любовью к Нему. А когда смотрим на пламя свечи, которое всегда струится вверх, мы можем подумать о своей молитве, чтобы и ее также трепетно обратить к Богу.
Ставим свечу перед образом как наш дар Богу, как молитву нашу о живых и усопших. Горит свеча и светом озаряет образ, делает его видимым для молящегося.
Пламя свечи напоминает нам о том, что так же гореть и светиться должно пламя веры в душе человеческой.
Тает свеча перед образом. Тает постепенно и терпеливо. Так и наша гордость должна таять перед лицом Божиим – смиренно и покорно. Так и наша жизнь постепенно сгорает, пока не дойдет до последнего мгновения.
И в заключение хотелось бы привести слова преподобного Симеона Нового Богослова о значении свечи в храме:
«Множество возженных свечей означают светлые помыслы, которые должны светить в тебе, подобно свечам, так, чтобы не было ни одного мрачного помысла в доме души твоей, но чтобы все были огненны и блистали светом Святого Духа, и в тебе не было недостатка ни в одном из светоносных помыслов рассуждения».
(Преподобный Симеон Новый Богослов. Слова. Слово 41. )
С символикой свечи, с традициями использования свечей в различных обрядах всегда связано много вопросов. Мы выделили самые интересные и часто задаваемые и за разъяснениями обратились к священнику – иерею Сергию Буту, настоятелю храма св. апостола и евангелиста Луки.
Почему во время молитвы мы возжигаем свечи?
Возжигание свечей во время молитвы является древним традиционным действием религиозного обряда православных христиан. Конечно, Православная Церковь, во-первых, хранительница благодати, а не внешних обрядов, но обряд занимает в Церкви свое достаточно важное место. Случилось как-то причащать на дому пожилую учительницу. Перед тем, как раскладывать требные принадлежности, положил на стол красивый плат-воздух с бахромой-оторочкой. На него потом – Евангелие в окладе, серебряный крест, икону, позолоченную дароносицу, церковного вида подсвечник… Зажег свечу, а учительница вдруг расплакалась и сказала: «Я недостойна такой красоты!»
Смотрите, мы еще не начали молиться, а сердце женщины уже пришло в умиление.
Не ставя сам обряд и возжигание свечей и светильников, в частности, во главу угла вероисповедания, Церковь тем не менее, бережно хранит обряд, потому что не может пренебрегать, как видно из вышеприведенного примера, известной психологической возможностью воздействия внешнего на внутреннее. Хотим мы того или нет, тот или иной обряд рождает и определенные ассоциации, настраивает соответственно и душу: возвышенно или же напротив. Один вид церковной свечи может вызвать в душе православного человека глубочайшие мысли о жизни и смерти, о грехе и покаянии, о скорби и радости. Много, много говорит церковная свеча и чувству, и уму верующего.
Итак, церковная свеча есть элемент традиции, часть религиозного обряда. Однако по традиции зажигая свечи в храме и дома, верующий человек должен осознавать духовный смысл этого действия. Неосознанный обряд делается пустым, не содержащим в себе ни жертвы Богу, ни пользы душе.
Свеча – символ, свеча – образ, свеча – некоторый знак. Пожалуй, нет такого другого символа христианского, которой бы имел такую многозначность и глубину. Конечно, свеча не спорит с Никео-Цареградским Символом веры – это догматы и вероучение, не соперничает и с самым кратким символом веры – со Крестом, но она сделалась для православного христианина пусть маленьким, но также символом нашей веры. Если некто зажег свечу на молитве в храме или дома – значит, он внешне выразил свою веру в Бога, надежду и упование на Него.
Далее, горящая свеча – знак горения нашего сердца в молитве ко Творцу. Без молитвы, хотя бы малой – пусть нескольких слов и сердечного вздоха перед Создателем – нам свеча пользы религиозной не принесет.
В разные моменты храмового богослужения свет свечей символизирует духовные радость и торжество, просвещение светом Христовой веры, в особенности, Самого Христа как Солнца Правды и Истины; как Свет миру, Свет от Света, Свет истинный, Который просвещает всякого человека, грядущего в мир.
Свет в православном храме – это образ Небесного, Божественного света. Свечи и лампады перед иконами святых – знак, что в их душах просияла Слава Божия, отразился Свет Божий. Как пишет святой Софроний, патриарх Иерусалимский (VII в.): «Лампады и свечи суть образ вечного Света, а также означают свет, которым сияют праведники».
Св. праведный Иоанн Кронштадтский говорит, что огонь горящих свечей и лампад, как и кадило с горящими углями и благовонным фимиамом, служат для нас образом огня духовного – Духа Святаго, сшедшего в огненных языках на апостолов, попаляющего греховные наши скверны, просвещающего умы и сердца наши, воспламеняющего души наши пламенем любви к Богу и друг к другу; огонь пред святыми иконами напоминает нам о пламенной любви святых к Богу, из-за которой они возненавидели мир и все его прелести, всякую неправду. Так в храме все поучительно и нет ничего праздного, ненужного.
Свеча также символ человека: внешняя форма – тело, фитиль для горения – душа, огонь – дух, высшая составляющая души.
Поскольку свеча покупается в храме, она есть знак добровольной жертвы человека Богу и храму Его; выражение готовности человека к послушанию Богу (мягкость и податливость воска): его стремление к обожению, превращению в новую тварь (горение свечи). Свеча есть также, как уже было сказано, свидетельство веры, причастности к Божественному Свету. Свеча выражает и теплоту, и пламень любви человека к Господу, Богородице, ангелам, святым. Без этой любви и благоволения сами свечи и обряд возжигания свечей не имеют никакого значения.
Не перечислив всех значений церковной свечи, можно подытожить, что мы зажигаем свечи во время молитвы для того, чтобы выразить свою веру, надежду, любовь к Господу и святым, чтобы принести Богу жертву молитву, покаяния, благодарности…
Кому и сколько свечей надо ставить, приходя в храм?
Во-первых, мы молимся ко Христу, уповаем на Начальника Жизни и Спасения, значит, и свечи зажигаем перед образом Спасителя. Далее по иерархии: Матери Божией, Ангелам, святым угодникам.
Приятие и любовь некоторыми верующими многих святых, основанные на личном духовном опыте и опыте Церкви об их заступничестве, подвигают их молиться к тем или другим святым, соответственно зажигая свечи перед их иконами. Здесь число может быть самым различным. Если имеет место стесненность в средствах, можно ограничиться одной свечой или помолиться и без лично поставленной свечи – была бы вера, Господь эту жертву примет. Не нужно зацикливаться на количестве свечей. Главное помнить, что молитва – это проявление памяти о Боге, а память – это проявление любви.
Имеют ли значение размер и цена свечи?
В духовном смысле имеют значение наши вера и любовь, что не измеряется величиной и ценой свечи. Но мы – члены земной церкви. А в земных условиях, конечно, имеет место и экономика прихода. Свеча большего размера или цены имеет значение в том смысле, что большей материальной жертвой является для храма. А жертва на храм больше, чем, скажем, жертва на лечебное учреждение или детский дом, ибо Церковь – институт попечения о приготовлении души к вечности. Таким образом, жертвуя на храм, мы помогаем Церкви выполнять свою миссию.
Почему свечи по умершим и живым ставят в разных местах?
По традиции, свечи за усопших мы ставим на канунном столике, а за здравие – на любом другом подсвечнике. Но молитву местом и пространством ограничить нельзя. Дома на одном и том же подсвечнике горит одна и та же свеча, а молитвы мы произносим и за живых, и за усопших. К тому же нужно помнить, что у Бога все живы. Мы на молитвах поминаем души. И если кто-то (служитель или мирянин), имея живое участие и любовь, без злого умысла прочитал, например, записку о здравии на заупокойных молитвах, то ничего страшного нет, и молитва эта будет принята Богом.
За здравие или за упокой – в итоге молимся ведь за спасение души.
Как правильно зажигать свечи? Можно ли зажигалкой?
Что касается технической стороны…
• Если на подсвечнике уже горят свечи, то свою зажигаем от соседней.
• От лампады зажигать не принято, не потому что нельзя, а чтобы не засорять елей каплями воска.
• Если нет никаких огоньков рядом, используем спички.
Зажигалкой в иных ситуациях, наверное, допустимо. Если нет ничего другого или ветер на кладбище… В конце концов, зажигалка – это огниво, средство для возжигания. Все дело здесь опять в ассоциациях… Церковь даже мелкими деталями обряда призвана свидетельствовать о мире ином. Спички здесь несколько предпочтительнее, как более древнее и универсальное средство.
Как правильно погасить свечу?
В разных храмах есть различные приспособления, чтобы гасить свечи. Но задуть свечу или огарок или как-то по-другому погасить пламя – это технические подробности, которые не относятся к области нравственно-религиозной. Главное, чтобы и это делать с памятью о Боге, с молитвой, например, «Господи, свет веры в сердце моем да не угаснет!»
Не должно быть небрежности, а должно благоговение. Причем речь идет не о театральной показушности. Простая аккуратность при совершении обрядов – это проявление веры в Бога, а зацикливание на моментах внешних, например, ожидание, чтобы твоя свеча непременно догорела до конца – проявление обрядоверия, то есть ложной и суетной веры. Увы, магическое восприятие культа не редкость даже среди регулярных прихожан.
Покупать свечи надо только в храме или можно в любом другом месте?
Если речь идет о церковной свече, то логично, что и покупается она в церкви. Церковная свеча, кроме уже названных значений, есть символ нашего союза с Матерью-Церковью.
Если мы купили свечи вне церкви, то символом союза с кем они являются? И на храм ли мы жертвуем при этом? Мало ли какие есть свечи: бытовые, сувенирные, иных религиозных обрядов. Кроме того, нужно помнить, что церковные свечи всегда освящаются, для чего существует специальная молитва. По этой причине огарки не выбрасываются, а складываются на переплавку.
Другое дело, когда некоторые приходы имеют церковные лавки вдали от своих храмов. Надо признать, что покупать свечи в этих лавках допустимо и это также будет жертвой на тот или иной храм.
Можно ли передавать пожертвования идущему в храм, чтобы поставил свечу за меня?
В зависимости от того, какой мотив Вами движет. Если лень в храм ходить, то это ложная жертва. Если же человек болен и имея ревность такую, жертвует на храм, то почему нет ? Хорошо бы, конечно, при этом молиться дома.
Есть ли особые правила возжигания свечей?
Если в рамках службы, то нужно знать, что степень освещенности в храме по дням и в различные моменты богослужения, не постоянна. Далее... Во всех памятках о поведении в храме предписывается ставить свечи до начала службы, чтобы не отвлекать молящихся, не нарушать благочиние. Практика жизни показывает, что это правило не соблюдается по разным причинам.
Нужно отметить также, что в каждом приходе, монастыре, отдельном храме есть какие-то свои особенности, их нужно учитывать, и самое главное, помнить слова апостола Павла: "Только все должно быть благопристойно и чинно.”(1Кор.14,40).