[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]Обряды продевания
Некоторые старинные русские обряды хоть и воспринимаются, как синтетическая форма культуры, но являют собой нечто интересное и полезное в плане Магии. Например, обряд «пронимания» или «протаскивания, который символизирует «перерождение» и очищение от всякого негатива. Такая магическая церемония имитирует протаскивание или продевание через какой-либо предмет, имеющий углубление, сквозное отверстие или развилку. Например, ворота, дверь, окно, печка, ворот и рукава одежды, хомут, кольцо и даже обычное дерево с развилкой или расщепом. Наиболее известный в русской традиции пронимальный обряд – родовспомогательный, когда повитуха или родственница роженицы открывала в доме все двери, окна шкафы, сундуки, печь, подполье и пр. Другой, более любопытный пронимальный обряд был призван устранить «невставиху» (в старину импотенцию называли «невставиха»). Для того мужчина мочился через обручальное кольцо или тележную ось.
На укрепление здоровья младенцаМощную энергетическую подоплеку имеет обряд продевания младенца через материнскую рубаху. Такой ритуал часто проводился на Руси для укрепления здоровья детей, родившихся слабыми и болезненными. Кроме нижней одежды матери, также использовался калач из теста, земляные ворота или печь. В особенности, печь, как символ материнского лона, частенько участвовала в пронимальных обрядах. Для этого ребенка заворачивали в материнскую ночную рубаху, либо обкладывали тестом (тесто хорошо вбирает негатив), затем младенца аккуратно помещали в теплую печь. Впоследствии данный обряд вытеснили сказки о злых колдуньях, которые, якобы, стремились заманить в печь наивное дитя.
От детского сглаза и испугаДетский испуг и сглаз имел череду таких старинных названий, как «переполох», «оторопь», «всполох». В любом случае, дитя, которое часто плачет и капризничает, подвержено страхам и другим расстройствам, лечили способами, среди которых были пронимальные обряды. Например, сглаженного ребенка умывали водой, пролитой сквозь дверную скобу, через нижнее белье родителей и т.д.
Пронимальное деревоДля избавления от тоски, для лечения больных и для восстановления сил после долгой болезни, дерево рассекалось вдоль ствола, и в полученную расщелину «продевали» человека. Но проще было найти старое дерево с большой расщелиной. Для каждого вида телесного недуга использовалось отдельное дерево: для избавления от душевных страданий – осина, от импотенции – дуб, от зубной боли – рябина, от женских болезней – липа. От грыж и опухолей – дерево с наплывом (наростом) на стволе. После обряда «продевания» больной облачался в чистую одежду, а старая одежда или нижнее белье оставлялось в «ущемлённом» дереве, на месте расщелины.
Подобный пронимальный обряд даже был занесен в церковную летопись: «В градах и весях обычай есть: в пятничный день ступают к древу со щелью и ради обретения здравия сквозь оную щель пронимают дитя. Иные больные любого возраста сами пролазают, а после в дупла кладут подношение благодарственное».
Урочный каменьУрочным назывался камень со сквозным отверстием. В природе такие камни встречаются не часто, но считалось, что они имеют магическую силу. Кому посчастливится найти «урочный камень – тот обретет мощный талисман или оберег.
cсылка