В Лето 7526 от С.М.З.Х, или 9 января 2018 г. по современному календарю, староверы Сибири празднуют Родогощь!
В этот день роды вспоминают своих Предков и младшие в роду дарят подарки старшим.
Так же в этот день празднуется победа Бога Велеса над Кощеем. Придя в Темную Навь (Пекло), Велес победил Кощея и все его войско, и освободил из полона Пекла души наших пращуров, попавшие туда с помощью обмана и лжи. Он открыл границы между мирами и души предков, погостив у своих потомков в мире Яви (потому и праздник называется РодоГощь), смогли далее отправиться в Сваргу пречистую для продолжения духовного развития в высших мирах. В той великой битве прославились духи деревьев и звери, ведомые Святибором и Велесом. И с тех пор Велес почитается владыкой лесов, животного мира, богатства, поэзии, хранителем границ междумирья, Нисхождением Всевышнего и Великим Судьей душ меняюших мерность своего существования (то есть умерших), недаром в «Велесовой книге» говорится: «Велеса нам (по смерти) не избежать…».
Этим древним праздникам в нынешнем Народном календаре соответствует праздник, Домочадцев день отмечаемый 10 января.
Домочадцев день назван за семейные сборы всех родственников вместе. Родители и дети всю работу по дому в этот день выполняли совместно: прибирались, топили печь, готовили еду. После собирались за общим столом, трапезничали, общались, вспоминали предков (считалось что они гостят в это время в мире Яви, так как границы между миров открыты Богом Велесом). Возбранялось в Домочадцев день ругаться и спорить. Чтобы избежать семейных скандалов проводили обряд: младший член в семье солил приготовленную еду, зачитывал заговоры (границы миров открыты так, что могла проникнуть и нечисть). Крестьяне считали, что семья – самое дорогое, что есть у человека. Только в кругу близких, он понастоящему силен и может добиться больших успехов.
В Домочадцев день продолжались народные гулянья, игры, колядки, ярмарки, девичьи гадания.
Чтобы семейное желание исполнилось, в этот день проводили специальный обряд.
Накануне дня Домочадцев на самую высокую гору в деревне (возле каждой деревни была красная горка) вбивали колья. А поутру люди по очереди подходили к ним и завязывали длинный лоскуток, загадывая при этом желание.
В этот день читали заговоры для защиты дома от нечистой силы (границы миров ведь были открыты), а потом любили собирать гостей и играть в самые разнообразные игры.
Вечером молодежь собиралась, чтобы погадать, познакомиться, поводить хороводы.
В народе погоду узнавали, наблюдая за природными приметами.
10 января: народные приметы Если на скирдах есть иней, то лето будет дождливым.
Густой иней или снегопад сулят хороший урожай хлеба.
Безветренная погода и иней на деревьях обещают удачный и урожайный год.
Дело, сделанное всей семьей в этот день, принесёт плоды в будущем и сделает всех счастливыми.
Если к вам придут колядовщики, то обязательно их впустите и угостите чем-то вкусным. Их визит принесет вам здоровье и благополучие и защитит дом от сглаза и порчи.
Если кошка весь день спит или с неба валят крупные хлопья снега, то скоро потеплеет.
Если отсырела соль, то будет ненастье.
Собака вышла из будки и легла на снег – к метели.
Также это время считалось благоприятным для лечения.
Вот пример Заговора, если болят суставы.
На домочадцев день возьмите шерстяную красную нить, положите ее вдоль порога, ударьте по ней ручкой ножа и скажите: Скрученная, сверченная, Тебя скрутили, Тебя свертели. Сверти, скрути и ты мою хворь, Возьми на себя мою боль. Словам моим – ключ, Делам – замок, Беру в свидетели сей порог. Во славу Богов и предков наших. Ныне и присно и во веки веков.
Ниже приведем краткий перевод песен болгар-помаков соответствующих этому свято, которые были записаны и изданы С. Верковичем в 1871 г. Итак:
В селе песнопевца, пятьдесят лет тому назад (считать от 1871 года), праздновали Щуров день. Одна из выбранных старостой девушек объявляла начало этому свято следующей песней:
Песня 1.Перуница Юда самовила (богиня Перуница)
С горы Белой, так проговорила:
«Ой, царь, что ты дома сидишь
И в Светлых Богов не веруешь?
Ты малых детей собери и наряди,
Да в пещеру к Сиве (Шиве) Богу их пошли.
В руке его посох золотой,
Могучей силой налитой,
Им он Чернобога и Суру Ламию ударял,
Пращуров из темных миров освобождал,
И врата ведущие в Пекло потом замыкал.
Щуров –день теперь настает,
Родогошь к нам всем идет.
В руке у Бога посох золотой,
Конь под ним летучий да борзой,
На главе его три птицы сидят
Во все стороны они глядят.
И входит он во все дома,
Смотрит в доме закрома,
Да садится он к огнищу,
Где готовят малые дети пищу.
И протянув десную (правую) руку,
Вкушает он Щурав Будник (кутю)- ругу.
И так там живы будут малы дети, до старости почтенной.
А где не готовят Щурав Будник(кутю), там черная година нетленна.
На них Сива Бог, разгневался
Три змии прожорливые выпускал,
В десною (правую) руку там саблю, сияющую брал,
А с левой руки молнию в поле направлял,
И поле всё там погорело,
Белая пшеница не поспела.
Девушка, тем что пела песню, оповещала станицу-село, и все узнавали от неё, что надо начинать готовить кутю (рисовая или иная сладкая каша) для встречи усопших родичей. Потом собирались старики со всей станицы-села и готовили все необходимое для встречи родичей. Перво-наперво посылали они одну девушку, чтоб прошла она по селу и собрала других девушек, чтобы идти на гору, набрать дров для приготовления Будней вечери (кути). С девушками уходили и юноши, они рубили дрова, а девушки собирали их и относили в станицу-село.
Старик (голова-староста) встречал у себя всех старцев села, давал дров, которые принесли девушки и им заповедовал, когда зайдёт Солнце, чтобы развели огонь. У разведенного огнища садился сам старец-голова и следил, что бы там не погас огонь. Девушки начинали готовить вечерю (на отдельном огне), в которую кроме кути входили и печеные пресные белые пышки и куры и пироги. Всё это называли одним именем «Щурав Будник». Когда уже сготовится Будник, ставили трапезу к огнищу, где сидел голова и к трапезе никто не садился, пока не взойдет заря (вечерняя), потому что верили, что с ней приходил Бог (вместе с почившими пращурами) и подсаживался к огнищу и вечерял Будник. За трапезой следил старец-голова (староста) пока не рассветёт.
Выходили три девушки, да ходили по селу и приглашали юношей к «Ясному огню» (святому огнищу разведенному стариками), чтоб запалить от него свои свечи-лучины и этими свечами развести заново в своих домах огонь, этот огонь считали святым.
Когда собирались молодцы во дворе, где совершали праздник и воздавали жертву, да угощались, старец брал у них свечи и зажигал их от огнища, в котором не погасал огонь.
Девушки пели следующую песню:
Песня 2.
Ой, Сива Бог не гневайся ты!
Пусть не будет Черной годины,
послушай наши мольбы,
Пришли уже воеводы, да воины, подай ясный огонь ты им,
Чтоб запалить от него лучины, что наполнены светом твоим
Разнесем мы тот свет по домам
И светлая година тогда придет к нам.
Утром собирались юноши и девушки в одно широкое место, да играли хороводы и пели следующую песню:
Песня 3.Ой, Сива Боже живой огонь у нас горит,
И у тебя лик уже златым светом блестит,
Вокруг него все ясные птицы порхают, на небеса летают,
Седлал тут Сива Бог коня и проходил он по земле,
И золотая чаша у него в десной (правой) руке,
В чаше той студёная вода, и росит он её на поле наше сюда.
И Сива бог уже не Сивый, а Златой,
Его Перуница Юда напоила светлой водой,
И больше он не гневится,
К станичникам за трапезу садится.
Ведь черная година теперь уже миновала,
И Перуница малым детям жить до старости пожелала.
Источник