Прежде чем дать слово современному "посвященному", есть смысл рассказать об истории обретения рун. Итак, верховное божество древних германцев Один воплотился в вожде легендарного народа асов, тоже Одине. Потом Один земной принес себя в жертву Одину небесному, пригвоздив свое тело копьем к дереву Иггдрассиль, которое считалось у германцев и скандинавов осью девяти миров. (Один из них - мир людей, или "средний мир", Мидгард):
Знаю, висел я в ветвях на ветру
девять долгих ночей, пронзенный копьем,
посвященный Одину, в жертву себе же,
на дереве том, чьи корни сокрыты в недрах неведомых.
Никто не питал, никто не поил меня,
взирал я на землю, поднял я руны,
стеная, их поднял и с дерева рухнул.
Овладев руническим знанием, Один передал его своим соплеменникам. Утверждают, что жертвоприношение вождя асов имеет глубокий символический смысл: только тот сможет проникнуть в тайну рунической магии, кто убьет в себе все земные влечения. Такова вкратце эта странная история.
Ну а теперь самое время обратиться к симферопольскому "руноведу" Олегу Синько, который расшифровал надпись на стеле герулов:
- Стела представляет собой половину алтаря, который находился в храме. Изображение соляра - это своего рода "кодовый замок" к алтарю. Эриль обращался к Одину, надрезал палец и вкладывал его в выемку, находящуюся в центре соляра. Таким образом открывался доступ к мистическим силам алтаря.
Четыре руны, расположенные ниже соляра, весьма многофункциональны. Первая функция рунического камня - суд. Конечно, это был "судебный процесс", совсем непохожий на современный. Каждый из участников тяжбы возлагал на священный камень свой меч и клялся в своей невиновности. Потом они сходились в бою и тот, чья клятва была ложной, погибал. Таким образом, первая руна (1), "турисаз" (см. рис.), ограждала место суда, где человек оставался лицом к лицу с богами и судьбой. Еще эту руну считают "стражем ворот", защищающим мир людей от вторжений из других миров и наоборот, а также от колдовства во время судилища.
Вторая руна (2), "перт", активизировала силу судьбы, и человек, произнося свидетельство, тем самым творил свою собственную судьбу.
Третья руна (3), "райдо", есть руна высшей справедливости, своего рода "весы Фемиды". Благодаря ее энергии и определялась праведность свидетельства.
Четвертая руна (4), "анзус", это руна Одина, руна, взывавшая к верховному божеству как к поручителю праведного и палачу неправедного.
По словам Олега Синько, кроме, так сказать, судебной функции, камень выступал еще в двух "ипостасях" - в качестве магической "предсказательной машины" и "устройства" для путешествия мага по всем девяти мирам. Но все-таки основная, самая таинственная функция алтаря герулов состояла в том, что он был местом посвящения мага-воина. Здесь посвящаемый повторял путь Одина и взамен получал "файл" его знаний, приобретал магические силы.
Следует добавить, что все это, конечно, только версии. Ведь человеку не дано в точности знать не только прошлое и будущее, но даже, по большому счету, и настоящее. Потому не будем слишком самонадеянными и прислушаемся к словам Гете:
Не трогайте далекой старины.
Нам не сломить семи ее печатей.
А то, что духом времени зовут,
Есть дух профессоров и их понятий,
Который эти господа некстати
За истинную древность выдают.
Как представляем мы порядок древний?
Как рухлядью заваленный чулан,
А кое-кто еще плачевней -
Как кукольника старый балаган...
Олег МАРКЕЛОВ