Равновесие тьмы
магия равновесия, темная и светлая магия, форум для практиков, обучение
Равновесие тьмы
магия равновесия, темная и светлая магия, форум для практиков, обучение
Равновесие тьмы
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.

Равновесие тьмы

магический форум практиков, магия равновесия
 
ФорумПорталПубликацииПоследние изображенияРегистрацияВход
Уважаемые пользователи, просьба поставить себе аватарки для удобства общения!

Поделиться
 

 Трактовка великанов в викингских сагах: эволюция образа

Предыдущая тема Следующая тема Перейти вниз 
АвторСообщение
Тиамат

Тиамат

Дата регистрации : 2015-01-29
Откуда : Россия

Трактовка великанов в викингских сагах: эволюция образа Empty
СообщениеТема: Трактовка великанов в викингских сагах: эволюция образа   Трактовка великанов в викингских сагах: эволюция образа EmptyСб Фев 28, 2015 5:48 pm

А. Б. Ерёменко

кафедра истории Средних веков исторического факультета МГУ
Трактовка великанов в викингских сагах: эволюция образа

Данная работа рассматривает традицию представления великанов в «сагах о древних временах» — одном из основных видов исландских саг. Основной корпус этого вида саг датируется XIII–XV вв. Работа построена на одном типе саг о древних временах — викингских сагах1.

В языческой мифологии великаны (jötnar, «йотуны») характеризуются по четырем основным параметрам: внешнему виду, возрасту, характеру и интеллектуальному уровню. Йотуны предстают существами могучими, древними, злонамеренными и мудрыми. В современной историографии считается, во–первых, что великаны олицетворяли силы природы, а во-вторых, что их роль состояла в противостоянии богам2.

В ряде случаев образ великанов в fornaldarsögur трактуется так же, как и в языческой мифологии. Образ архаичного йотуна наиболее подробно разработан в «Саге о Гаутреке», включающую в себя сюжет двух Старкадов, прямо называемых «jötunn»3. Они соответствуют всем четырем параметрам йотуна мифологии. Другой пример — эпизодические персонажи из «Саги о Хальвдане Эйнстейнссоне»: великан Свади и йотуны с берегов Северного Ледовитого океана4. Иногда (нечасто) великаны сохраняют только отдельные атрибуты, присущие мифологическим йотунам, прежде всего, мудрость5.

Викингские саги — литературные произведения, и всем действующим лицам отводится определенная роль в сюжетах. Йотуны, сохранившие архаические черты, описываются нечасто и обычно являются эпизодическими персонажами. Устойчивых сюжетов, связанных с использованием образов мифологических великанов, не существует.

Основная трактовка образа великанов в викингских сагах отличается от архаической. В ряде случаев описывается мир великанов в целом. Этот мир имеет три основных признака.

1) Географическое положение. Земли великанов расположены в климатических условиях, которые для людей являются экстремальными, чаще всего на Севере6 — скандинавский север в Средние века был местом, плохо подходящим для жилья.

2) Социальная организация. Она основывается на принципах, отличных от человеческих (де-факто — от современных авторам викингских саг). В первую очередь это касается природы власти: у великанов большую роль играет не право рождения, а «право сильного». Конунгом Рисаланда в «Саге об Одде Стреле» выбирается самый сильный и свирепый гигант — тот, кто убъет самого опасного зверя и держит самую злобную собаку7. В «Саге об Эгиле и Асмунде» спор о престолонаследии выигрывает тот, кто похитит более благородную и талантливую дочь конунга8.

3) Система ценностей. Общество великанов руководствуется принципами, которые в координатах человеческой морали расценивались бы как предосудительные — например, применение силы по отношению к женщинам9, а также предпочтение, отдаваемое грубой силе перед умом, что доказывается примитивностью материальной культуры йотунов10.

В викингских сагах чаще описывается не Йотунхейм в целом, а одиночные образы великанов. В этих случаях великаны сохраняют только те характеристики, присутствие которых диктуется сюжетом — чаще всего это враждебность11. В ряде случаев термин «великан» используется для сравнения, которое показывает выдающиеся физические качества человека, обычно врага героя12.

В изначальной трактовке своего образа великаны викингских саг сохраняют все свои атрибуты (могущество, мудрость, древность, жестокость). Однако викингские саги уже довольно далеки от языческой традиции, и йотуны мифологии плохо вписываются в эти тексты. Поэтому появляется новая трактовка образа великанов — попытка вписать языческих существ в не-языческую космогонию. Авторы саг моделируют мир, в котором могут жить такие создания, приверженные тому, что в моральных координатах авторов саг является злом. Постепенно образы великанов лишаются внутренней самостоятельности и начинают зависеть от нужд сюжета. Впрочем, о полном вытеснении одной трактовки другой говорить нельзя, элементы обоих могут соседствовать в рамках одной саги (например, «Саги об Одде Стреле»).
Вернуться к началу Перейти вниз
 

Трактовка великанов в викингских сагах: эволюция образа

Предыдущая тема Следующая тема Вернуться к началу 
Страница 1 из 1

 Похожие темы

-
» Имена великанов
» История и характер великанов
» Исцеление раненого образа в сновидении
» Психологическая трактовка рун
» практика ПОРТРЕТ – Создание нового образа

Права доступа к этому форуму:Вы не можете отвечать на сообщения
Равновесие тьмы :: МАГИЯ РУН :: Руническая магия :: Скандинавский пантеон Богов-