Тиамат
Дата регистрации : 2015-01-29 Откуда : Россия
| Тема: Банные обряды при рождении ребенка. Пуповая баба и гог-баба Сб Фев 13, 2016 11:04 pm | |
| Баня — русская, но обряды проводимые во время рождения ребенка — древние и многонациональные. Только что родившегося ребенка необходимо вымыть и облить водой не только из гигиенических соображений, но и по традиции очищения от греха. И русские бабы, и финские и индейские и все, которые жили возле воды — рожали в бане. Причин тому -много:
- в холодную пору года — тепло;
- горячая вода — рядом;
- помещение продезинфицировано огнем, дымом и углем
Старинные обряды в бане обряды при рождении ребенка
Еще будучи беременными женщины на Руси ходили в парную комнату «дабы ребенок на правильную дорогу встал». Рожали в бане — без страха, ведь в нее были вхожи бабки — повитухи и знахарки. В отличие от традиционной помывочной бани, когда ее топил хозяин, перед родами баню протапливали женщины из рода роженицы или она сама. Это правило не касалось женщин, которых роды застали в дороге. Повитухи раньше назывались пуповыми бабами или гог-бабами (Повивальная бабка). Как правило, это были женщины старшего или преклонного возраста, хророшо знавшие молитвы, заговоры, и которые умели готовить зелье и останавливать кровь. Жизненный опыт тоже играл не маловажную роль. Повивальная бабка сопровождала роженицу целый день пока все трудности родов не останутся позади. Ритуальные обряды при родах:
- Роженица должна развязать на себе все узлы, пояса, платки и расплетает косы;
- Повивальная бабка приготавливала горячую воду в бане и заговоренную воду от сглаза и уродства младенца (уроки). Вода зачерпывалась всегда по течению, а не против в реке чистым ведром.;
- совершалась молитва над водой:
- Цитата :
«как вода на локте не держится, так на рабе Божией (имя роженицы) ни уроки, ни призоры не держались бы» ( заговор воды на тридевять локтей)
- в заговоренную воду во время молитвы опускали три штуки раскаленных древесных уголька и потом этой водой плескали вокруг на стены, на печь-каменку и на ручки дверей. (на современном языке — проводили антисептирование)Эта процедура делалась правой рукой через левый локоть три раза:
- Цитата :
«как на каменке (скобе) вода не держится, так на рабе Божьей (имя) ни уроки, ни призоры не держитесь»
- Для защиты самой роженицы ее обливали заговоренной водой в то время когда она сидела или стояла лицом на восток. Главное в этой процедуре — надо было собрать стекающую воду с лица в ладони и бросить ее на каменку. Чтобы порча испарилась:
- Цитата :
«как вода на лице не держится, так на рабе Божьей (имя) ни уроки, ни призоры не держитесь». Описывать роды — дело сложное, эмоциональное и глупое, если учесть что мужчина-автор статьи ни разу не рожал. Оставим это для телесериалов. Продолжим с момента, когда новорожденного повивальная бабка (пуповая баба) передавала отцу на руки. И здесь не обходится без обряда. Отец должен положить дитя в колыбель и тем самым совершить акт признания отцовства. Если же отец отдавал новорожденного гог-бабе назад, то считалось что он не признал своего ребенка. Не будем о грустном и сядем за праздничный стол, который накрывали по поводу рождения ребенка в любом доме. Роженице дарили, как правило, золотые монеты или серебро с медью от простолюдинов. Таким образом, на славянских землях в давние времена, почти каждый человек в своей жизни принимал банные процедуры и участвовал в обрядах в бане при рождении. А если что замечали у ребенка неладное то сразу же в бане и «лечили» его таким обрядовыми манипуляциями: 1. Заносили больного ребенка в парную (баню) на первый пар 2. Открывали двери и говорили, обращаясь к Баннику (злому духу бани): - Цитата :
«Пусти, баенка, помыться-попариться раба Божьего (имя), на здоровье поладиться». Потом новорожденного ребенка обмывали, клали у матери между ног, ополаскивали водой и говорили: - Цитата :
«Я тебя, дитятко, родила и тебя приносила, Я тебя и пользую. От чего мое дитятко родилось-зародилось, Тем и пользуйся.» |
|