Темный ангел
Дата регистрации : 2015-01-29
| Тема: Культ Даян-дэрхэ Вт Июн 09, 2015 2:07 am | |
| Культ Даян-дэрхэ[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]Культ Даян-дэрхэ широко известен по всей Монголии с древних времен. Предания о нем записывались у халхасцев, алтайцев, теленгитов, дюрбетов, тувинцев, урянхайцев, в Монголии и в России – на Алтае и в Чуйской степи. Если резюмировать многочисленные предания, то получается, что Даян-дэрхэ (или Таин-тирхин), как он именуется в записях Г.Н. Потанина) – это имя шамана и названия камня-обелиска, изображающего знаменитого шамана, убитого Чинигисханом или Эдзэн-ханом. Этот обелиск находится на берегу притока реки Эгин-гол, вытекающей из озера Хубсугул. Камень считаеться оракулом, целителем и покровителем шаманов. По сведениям, собранным Г.Н.Потаниным, камень Таин-тирхин в прошлом пользовался в Монголии большой известностью, к ему шли издалека – с Убсанура и Гоби. Рассказывают также , что было два Таин-тирхина: один – Хухчуло (синий камень), он находился в земле тэленгитен-урянхай, другой – Бороцаган (сро-белый), на Селенге. Краевед Галдан Ленхобоев, бурят по национальности, сообщил автору статьи, что в Бурятии на Селенге есть скалы, называющиеся Даян-дэрхэ, куда ездили молиться монголы-табангуты. Последний раз они там были в 1934г. В фондах бывшего антирелигиозного музея г. Улан-Удэ имеются три иконы Даян-дэрхэ по двум различным матрицам изображения. На одной из них Даян-дэрхэ облачен в военные доспехи, шлем с пикообразным навершием, на другой вместо панциря надета белая накидка с широкими рукавами, на груди – декоративные узлы шарфа, на голове – шлем с навершием из трезубца с кистью; атрибуты – жезл с баданом и чаша с драгоценностями. По одной матрице бадан в правой руке, по другой – в левой. На иконе Даян-дэрхэ, в улусе Тагархай Тункинского аймака, изображен всадник на светлой лошади, с большими близко посаженными глазами, крупным мясистым носом, густыми усами, и маленькой бородкой под нижней губой. На голове у него кокошник из перьев, на лбу – диск с пятью бугорками, из которого поднимается какое-то украшение в форме листа на стержне; на груди висят диск и четки из крупных кругловатых бусин; в родной руке бумба, в другой – жезл, на загнутом конце которого висят ленты. Всадник снаряжен луком и колчаном с стрелами. В этом изображении Даян-дэрхэ сохранены шаманские атрибуты – головной убор, толи, бадан, которым делают «махание». Последняя деталь может быть понята только на материале саяно-алтайского шаманства, ритуальной техники шаманов –«обмахивателей», описанной Л.П.Потаповым. На тагархайской иконе Даян-дэрхэ изображен такой шаман –«обмахиватель», но в трансформированном по правилам ламаистской иконографии виде. Литература: Потапов Л.П. К вопросу о древнетюркской основе и датировке алтайского шаманства. // Этнография народов Алтая Западной Сибири. – Новосибирск, 1978. С. 3-37. |
|