Буха-ноен
Буха-ноен (Буха-ноени-hyypи), или Сагаан-шулуун, Бычий камень, Ринчен-хан. Крупнейший культовый объект Тункинской долины, является отрогами Тункинских гольцов в 6 км к северо-востоку от с. Далахай. Скальное обнажение мрамора, по форме напоминающее лежащего быка с огромными, широко расставленными рогами. Находится на южном склоне Тункинских Альп напротив сер Торы и Далахай. Два острых, высоких, около 5 м, лишенных растительности останца выветривания с абсолютной отметкой 1050,3 м. Развалы мрамора занимают площадь около 800х800 м. Объект описан как ландшафтный памятник природы Кисловым [Кислов, 2001 (Т): 17-19].
По определению Г.Н Потанина, «Буха-нойоном называется незначительная скала с двурогою вершиной, которая в общей картине Тункинского хребта, представляющего из селения около Торской степной думы, резко выделяется на темном фоне хребта свои белым цветом». [Потанин, 1883: 263]. И.А Манжигеев писал, что согласно шаманской мифологии, скала является окаменевшим телом прародителя племени булагатов Буха-ноен-баабая. «У этой скалы устраивали ежегодный тайлаган. На одно «роге» скалы была построена буддийская кумирня, на другом – православная часовня [Манжигеев, 1961].
Существует множество вариантов и версий легенд и преданий о Буха-ноене. Согласно одной из них, Буха-ноен, сын Эсэгэ-Малаан-тэнгри, в облике человека на коне спустился с небес на Тункинские горы и стал прародителем эхиритов и булагатов. Однажды он пересел на быка, но затем убил его за медлительность, надел на себя его шкуру и продолжил путешествие по долине].
По другим преданиям он спустился с небес в облике сивого пороза, стал грозой халхаских быков, хищных зверей и воров. Потерпев поражение от пестрого пороза Тайши-хана, он поставил свое каменное изображение в горах, о которое противник сломал рога [Сказания бурят, 1890]. Потанин записал легедну о том, что Буха-ноен пришел из Забайкалья через хребет Санага (Санагинский) в образе быка, там, где он мочился, вырастали кедры. Когда священный бык отправился к Хормусту, т.е. умер, тело его осталось в местности Торо в виде камня. От Буха-ноена чудесным образом забеременела дочь Тайжи-хана и стала матерью предков бурят – эхиритов и булагатов.
Цикл сказаний связан с темной женитьбы Буха-ноена на дочери неба Будан-хатан-ииби, от которой родилось девять сыновей и дочь Эрхэ-субэн. Девять сыновей стали Девятью Хозяевами девяти гор на земле. В другом варианте сказания у Бха-ноена было девяносто сыновей и внуков в ранге хатов (хозяев девяти горных вершин Восточный Саян, Тункинских Альп и др. мест Прибайкалья). Из этих девяноста (ерэн хат) в текстах называются только девять [Манжигеев, 1978]. Антропоморфный облик Буха-ноена представлен в виде всадника с полным боевым снаряжением, скачущим по горам.
Тайлаган Буха-ноену устраивали в Петров день, перед сенокосной страдой. В жертву ему приносилась молодая кобылица, кости которой сжигались на особых жертвенных камнях – обоо [Шаракшинова, 1962: 132-133].
Сохранились свидетельства о наделении камня особыми, магическими силами, которые использовались для разрешения спорных разбирательств, тяжб и т.д. Паломничество к камню совершали и буряты, и русские для принятий клятв, разрешения суда. «Не доезжая по Тункинскому острогу, над рекою Иркутом, есть камень, которым Шаманским называется. Об этом камне кочующие около Тункинского острогу соёты и братские мужики такое суеверие имеют. Ежели у них меж собой кто что украдет или иное что сделает и запираться будет, то его к помянутому шаманскому камню везут побожиться. И ежели он побоится, то хотя бы подлинно знали его шалости, вину ему прощают. Они же показывают, что такому человеку напрасная божба без притчи не пройдет, но или жена ил дети или сам умрет. Почтение оному камню такое отдают, что к нему и пешими приступиться не смеют, а ежели случится ехать мимо, то по реке по далеку от него без шапки и не на коне».
Окрестности Тор и Далахая известны некрополям шаманов. В лесу около горы Бурга, к примеру, хоронили шаманов родов тэртэ и турай. Здесь находится могилы таких больших шаманов, как Хорен, Цагаан-заарин, Аляа. Торцы знают также культ хозяина Наран Бургэ, который не связан с названными шаманами. Хонгодорцы Далахая совершают регулярные обряды на могиле большой хонгодорской шаманки Хатан-шулуун-тээби в местности Тагархай-булаг. Говорят, что через 150 лет она должна превратиться в такого «бога», как Ринчен-хан (Буха-ноен). Эта шаманка была настолько сильной, что ее дух не могли подчинить даже такие крупные ламы, как Жамбасан-гэгэн. Когда Жамбасан-гэгэн сжигал предметы шаманского культа (3 копны шаманских вещей) на месте захоронения Хатан-шудуун-тээби, дух ее улетел в Бохан. На этом месте было поставлено обоо Очирвани.
Еще один образ шаманки – это главный дух торской долины Хойто-тээби (букв. Северной бабушки). Шаманка после смерти превратилась в рядового духа-хозяина местности, но считается, что силы ее продолжают расти и через некоторое время она поднимется до ранга общеторского божества, сходного по мощи с Буха-нойоном. В мифологии хонгодородов хозяин торской степи – Тоорын эжэн Хитарай заарин Мульма-нойон [Манжигеев, 1978]. В шаманских призываниях при обряде жертвоприношения на Тагархай-булуке упоминается, что предком хонгодородов был медведь, саму шаманку сравнивают с четырехгодовалой медведицей на перекестке четырех дорог, с трехгодовалой медведицей на перекрестке трех дорог. По мнению Герасимовой, это видетельствует о древнейшем для данной группы населения Торской степи, забытом культе или родо-племенном тотетме. В песках Монсык и Тайлаган в 1923 г. обнаружены (у устья еки Харагун) глиняная керамика и железные наконечники стрел [Подгорбунский, 1923].
Святыни кочевников Трансбайкалья (Традиционные культовые объекты как памятники истории и культуры). – Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 2007. – 272 с:. ил. ISBN 978-5-85213-997-9 С. 158-161